ObninskLife
Особые дети
Дети
26.04.2018

Школа-интернат «Надежда». Это не обычная школа. Она - для особенных детей.

Меня с самого раннего детства воспитывала бабушка. Так получилось: мама вынуждена была сразу после моего рождения уехать на учёбу в другой город. Бабушка моя  была лучшей бабушкой на свете. Мне с ней было хорошо, спокойно. У меня было счастливое детство советской девочки.

Уже потом, когда я немножко подросла, я поняла, что моя бабушка была абсолютно глухая. Она вообще ничего не слышала! Странно, мы с ней отлично друг друга понимали. Выходит, если любишь, слова не нужны. Любовь сама по себе - отличная коммуникация.

Если честно, я все детство думала, что так и задумано, что все бабушки глухие. Глухие и добрые. Мою бабушку звали Надя. Надежда. В ее честь названа школа-интернат, в которой мы недавно побывали.

Я давно уже взрослая женщина и многое в этой жизни видела. Меня сложно удивить. Но у них это получилось. У всех: у детей, встречи с которыми я боялась больше всего, и у взрослых, которые там работают. Я говорю о  школе-интернате «Надежда». Это не обычная школа. Она - для особенных детей.

В народе говорят - «для умственно отсталых». Если честно, то намного грубее, но это от недоинформированности. Люди не были внутри и не знают, о чем говорят. А внутри - особый мир, которому уже почти тридцать лет. Тридцать лет совершенно волшебный и дружный коллектив учит детей с особыми образовательными потребностями. Это когда и школа, и больница, и семья, и центр реабилитации, и все в одном флаконе.

Мне всю жизнь казалось, что самое страшное на свете - это несохранный интеллект. Потому что все остальное можно вылечить или хотя бы объяснить, у всего остального есть перспективы, а здесь? Такие диагнозы - это очень страшно. Это удар наотмашь. Это когда человек попадает в чертоги разума и прячется там от реальности. И как его выманить? В этот достаточно жестокий мир? Как?

Но эта встреча, эта экскурсия в школу-интернат изменила мой взгляд на этот вопрос. Да и вообще, она очень изменила меня... Там же невозможно, абсолютно невозможно остаться равнодушными.

Главный редактор Елена Зуева

 
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД

В интернате живут разные дети. У них разные диагнозы и судьбы разные. Чаще всего диагноз и определяет судьбу. Дети оказываются в интернате, потому что взрослые, те, которые родные, не всегда знают, как установить с ними контакт.

Например, аутизм.

Что вы знаете об аутизме?

Я видела этих детей с РАС (расстройством аутичного спектра) и нашла своё определение.

Аутизм - это когда ребенок - не просто маленький человек, а человек-ребус. Как к нему подойти, как его разгадать, он же смотрит внутрь себя?

Я смотрю на мальчика с аутизмом и понимаю: он - Маугли.

Сторонится людей, будто не понимает человеческого языка. А может, и правда не понимает.

Он - маленький принц с другой планеты, на которой не говорят, а мыслят образами.

Он не знает, как все устроено на нашей. Не знает языка, не знает правил, не владеет навыками.

Свой среди чужих, чужой среди своих.

А вот другой мальчик с РАС, он, наоборот, легко запоминает все моря и океаны, города, страны, столицы.

Говорят, же, что некоторые аутисты - гении.

Конечно, у аутизма есть официальное определение. И мы все, начитанные, знаем, что это «психологическое расстройство, выраженное во всестороннем дефиците социального взаимодействия, в ограниченных интересах и повторяющихся действиях». 

Но мы совершенно точно не знаем, что стоит за этими формулировками.

Я видела этих детей, они...  как иностранцы, которые не владеют нашим языком.

Поэтому им недостаточно сказать: «Не кидай игрушку». И остановить плач фразой «Не плачь!» не получится.

Их можно научить простейшим действиям. Например, здороваться. Или просить пить.

Но для этого нужно миллион раз повторить одну фразу - «Дай пить».

И ребенок ее выучит. И станет повторять.

В одинаковой интонации.

Он так учит наш язык. Вынужден учить. Потому что он с нами говорит на разных языках, а когда все вокруг тебя не понимают, хочется включить эмоции.

Плакать. Кричать. Биться головой об стену. Падать на пол. Истерить. Раскидывать вещи. Крутиться вокруг своей оси.

Все это - про отчаяние.

Потому что дружелюбная и начитанная среда на деле совсем не так начитанна и дружелюбна. И толерантность, к сожалению, у нас пока только слово, и инклюзия - просто термин.

В школе живут также дети с синдромом Дауна. Их еще называют «солнечные дети».У них есть лишняя хромосома, и эта хромосома определяет их развитие. Они очень добрые и наивные. Любят смеяться. Они заранее прощают этот мир.

Видимо, вся информация о злом и несправедливом мире спрятана в лишней хромосоме, закупорена там и никогда не выберется наружу. У этих детей есть чему научиться.

Например, прощению...

Они такие необычные, эти дети. Им подходит определение «особенные».

Но я сейчас не про розовую справку об инвалидности. Я про то, что они совсем другие, инопланетные немножко.

 

ОСОБЫЙ ПОДХОД

В школе существуют условно четыре вида учеников: «губка», «воронка», «фильтр», «сито».

«Губка» - всё поглощает.

«Воронка» - всё принимает с одного конца и выпускает всё  другого.

«Фильтр» - процеживает и удерживает осадок.

«Сито» - пропускает мучную пыль и удерживает тонкую муку.

Это очень усложняет процесс обучения. Но преподаватели тут - настоящие профи.

Детям в школе дают профессию. Таким ученикам с будущей самореализацией особенно туго приходится, поэтому любой трудовой навык - это шанс на выживание и социализацию в будущем.

Их учат готовить. Стричь. Шить.

Мотивация к обучению у детей с ОВЗ гораздо ниже, их сложнее увлечь, сложнее удержать их внимание.

Тем ценнее результат.

Каждый день, по шажочку, к результату, который обычному человеку покажется крохотным, а для таких детей - это подвиг. Например, каша. Или салат. Или прихватка.

Одна ученица с синдромом Дауна под руководством взрослого заканчивает шить ночную сорочку. Для нас - ерунда. А для тех, кто понимает, - героизм, умноженный на усидчивость.

 

ОСОБЫЙ ТРУД

Такие люди - учителя от Бога. Они учат детей и учатся сами. Учатся добру, учатся любви и самоотдаче.

Ведь эти дети - лучшие на свете тренажеры любви и самопожертвования.

Администрация  школы-интерната - не просто должностные лица. Это настоящие герои с огромными сердцами, распахнутыми навстречу тем, кто никогда не предаст, тем, кто, возможно, и не может выразить свою любовь, но любит уж точно по-настоящему.

Дети очень чувствительны к любой фальши, их невозможно обмануть. Поэтому другие люди тут не приживутся.

«Мои ребятишки» - называет учеников Анжела Михайловна, а Олег Михайлович ласково гладит мимо проходящего мальчика по кудрявым вихрам.

Ну говорю же, настоящие родители.

Но даже больше, чем дети, меня в этой школе поразили взрослые.

Вот уж поистине поцелованные Богом люди. Они работают с этими детьми всю жизнь.  Эти дети - их любовь, их боль, их призвание, их смысл жизни.

Директор, Олег Михайлович, - Человек, нет, Человечище с большой буквы.

Эти дети - его родные, его семья. Он приходит сюда не на работу, он домой приходит. Он знает все о каждом ученике, о его желаниях и мечтах.

И заместитель у Олега Михайловича ему под стать.

Анжела Михайловна. Всю жизнь в этой сфере, всю жизнь - с детьми.

«Для меня школа - это творческая мастерская, - делится со мной Анжела Михайловна. - А школа для наших детей с ОВЗ - это чаще всего первый дом, где они проводят большую часть своего времени, это мир, в котором они живут и, как губка, впитывают весь уклад и традиции школы. И это от меня зависит, полюбит ли ребёнок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её или возненавидит навсегда...»

 

ОСОБЫЙ ТАЛАНТ

Все дети в этой школе очень талантливые, просто у них разглядеть таланты гораздо сложнее, понять, к чему склонность у человека, который, например, всегда молчит, не так просто.

Но дети очень стараются - поют, рукодельничают, рисуют. И рано или поздно становится понятно: вот в чем его талант!!!

Например, Андрей Квасной, ему всего 13 лет, а он уже придумывает свои собственные комиксы в стиле аниме. Рисует всегда и везде, каждую свободную минуту, а его персонажи, с которыми приключаются разные истории, стали ему лучшими друзьями. Он просто увидел комиксы в магазине, после чего увлечение стало частью его жизни.

Андрея никто не учил рисовать, и он не считает себя художником. Его картины просто отражают его внутренний мир и показывают его особое восприятие. Он не умеет рисовать «на заказ» или на
определенную тему, заданную извне.

Рисовать для него все равно, что дышать или двигаться, а потому и работы удивительно искренние и не по-детски гармоничные.

 

ОСОБЫЕ НУЖДЫ

У особых детей, казалось бы, и нужды должны быть особые. Но нет.

Эта школа, как и многие обычные школы, нуждается в ремонте помещений (классов, спален, игровых комнат, мастерских, постирочной), в пополнении оборудования и материалов для мастерских, а особенно здесь нужно отремонтировать актовый зал.Таким детям очень важно и НУЖНО выступать на сцене. Надо постараться сделать так, чтобы она получилась настоящей. Театральной.

Самая большая мечта администрации - чтобы в каждом классе была интерактивная доска. Это же практически залог будущего прогресса таких сложных, но все равно таких талантливых детей!

Информационные технологии (та же интерактивная доска) очень помогают учителю увлечь ребенка.

Потому что есть совсем сложные дети, их никак не выманить из своего мира - в наш.

 

ОСОБАЯ СЕМЬЯ

Там еще много судеб и диагнозов. Каждая история пробирает до мурашек, каждая судьба выворачивает наизнанку.

Ведь каждый диагноз коварен и эгоистичен.  Потому что индивидуален. Нет трафаретов.

И каждый ребенок - особенный, требует индивидуального подхода.

Эти дети... Их невозможно забыть, они поразили меня.

Знаете, ни один человек, даже умственно отсталый и, как нам кажется, совсем ничего не понимающий, не приходит в этот мир просто так. У всех есть миссия.

Я смотрю на этих детей и понимаю: у них потрясающая миссия. Научить нас любить.

Ведь любовь не зависит от количества хромосом. Не зависит от красоты лица.

Не зависит от характера.

Любовь -  это когда один человек согревает тебя просто потому, что ты есть.

Не важно, каким ты родился -  ты всегда достоин любви...

 

ОСОБЫЕ ПОДАРКИ

Так удивительно эти дети меняют мир вокруг. Даже рассказ об этой школе вызывает желание помочь,  а личное знакомство переворачивает все внутри.

Оказывается, чтобы ценить то, что у тебя есть, не нужны дорогие машины, Инстаграмы и счета, нужно познакомиться с тем, у кого этого нет, и искренне захотеть быть ему полезным.

И у нас целый список таких людей с большими сердцами. Людей, которые рады помогать.

А лучшая помощь - та, что актуальна. Когда ты отдаешь  не то, что у тебя лишнее, а то, что действительно необходимо другому человеку.

Маленькому или большому.

Вот спасибо до неба этим людям от тех славных детей, чью жизнь изменили в лучшую сторону.

Выражаем огромную благодарность нашим спонсорам, тем, кто пожелал внести свой вклад в качество жизни школы-интерната «Надежда»:

МТРК «Триумф-плаза» за сертификат на 100 000 руб. на интерактивную доску  (очень нужный подарок!)

Компании «Макснет» за интернет, который туда проведут, и он будет работать постоянно!  Невероятно, как это кстати!

Депутату - заместителю главы городского самоуправления города Обнинска Сошникову Михаилу Анатольевичу за сертификат на 50 000 руб. на оборудование.

Сети детских магазинов «Аист» за сертификат на 25 000 руб.

Заводу «Марк 4» за соки «Теди»

Лично Роману Огаю за вкусный торт!

За фото - Алене Сошниковой - это была первая фотосессия в  жизни детей!

Дорогие друзья, бесконечно важно сделать еще одно маленькое доброе дело - ТЕАТР - отремонтировать актовый зал интерната. Потому что для особых детей выступление на сцене - это своего рода - адаптация к внешнему миру. Они должны знать, что жизнь - замечательная штука, и не бояться ее. Ведь правда?

Если у вас есть желание помочь особым детям, звоните в редакцию журнала
«Обнинск LIFE» по телефонам: 8 (484) 394-44-99, 8 (484)  394-44-88

Главный редактор

Елена Зуева

Поделиться