Неделя Боровского района
Алексей Гераськин: Эгоизм в людях разочаровывает
Эксклюзив
27.04.2023

Отработав два года главой исполнительной власти сельского поселения Ворсино, Алексей ГЕРАСЬКИН неожиданно для всех принял решение сложить полномочия. Удивил? Не то слово! Претензий к его работе было не больше, чем к его коллегам в других муниципалитетах района и области. В жизнь подконтрольной территории он включился быстро и активно, с жителями контактировал, с коллегами не ссорился. Поэтому его решение уйти с должности, да еще в одном из богатейших сельских поселений Калужской области (второе место по уровню доходов бюджета), поразило всех.

Два года работы главой администрации - много это или мало? Дать однозначный ответ сложно, все зависит от места, вовлеченности в процесс и набора личных качеств. Очевидно лишь, что Гераськин  отличался от стереотипного образа чиновника своим желанием внедрять в работу новые идеи и коммуникабельным общением вживую и через соцсети. В принципе, у него, как далеко не у всех руководителей Боровского района, были шансы идти верх по служебной лестнице. А потому его личное решение перестроить свой маршрут стало поводом для большого и честного разговора, в котором мы попытались понять его мотивацию.

 

ДЕМАГОГАМ ЛЕГЧЕ

- Алексей Васильевич, спустя два годы работы в должности главы администрации сельского поселения, Вы считаете приобретенный опыт полезным?

- Это сумасшедший урок для жизни. Прямое общение с людьми, я бы даже сказал, меняет характер.

- В какую сторону он изменился у Вас?

- Я стал более сдержанным. Мне кажется, на эту должность должны приходить люди, которые, как Христос, любят других людей. Потому что несмотря на то, что порой тебя хают, обвиняют, надо любить и улучшать жизнь всех и каждого.

- Вы прямо как пастор.

- А по-другому нельзя.

- Считаете, на такой должности в приоритете должна быть человечность? А как же деловые качества? Ведь глава администрации не психолог, он хозяйственник и стратег.

- Просто эффективно отрабатывая, ты становишься обычным клерком. Но у нас многие решения продиктованы тем, чтобы улучшить жизнь людей, а они иногда и сами не понимают, чего в действительности хотят. И вот тут надо выявить причину и решить задачу. Без личного отношения, участия и сопереживания это невозможно сделать.

- Работа в рамках и по шаблону типична для чиновников. Но Вы, надо отдать должное, пытались внести свои новаторские идеи, которые на территории Боровского района ранее не применялись и не стали тиражными впоследствии. Для чего Вы это делали: хотели реализовать свой внутренний потенциал?

- Все просто: чисто прагматичный управленческий подход. Нельзя добиться нового результата, делая по-старому. И тут начинаешь экспериментировать. Получилось - идешь дальше.

Какие-то идеи я перенимал у своих коллег. У нас же каждое поселение живёт в своей скорлупе: решаем одни и те же задачи, но делаем это по-разному. Нам не хватает сетевого взаимодействия, связки, чтобы делиться лучшими практиками друг с другом. Но я, честно скажу, подсматривал. Например, у Антона Масняка (глава администрации Совхоз Боровский - прим. редакции), некоторые решения он тоже находил неожиданно. Смотрел на опыт Сергея Галкина. Балабаново - город, и его, конечно, сложно сравнивать с Ворсино, но в социальных вопросах у него были интересные и полезные подходы к решению ситуаций.

- Вам не кажется, что органы местного самоуправления у нас в принципе неповоротливы? Инициатив рождается много, но добровольно идти по пути новаторства отваживаются единицы.

- Отвечу так: один из моментов, о котором я сожалею, это то, что мы с нашими депутатами не смогли прийти к общему видению будущего Ворсина. Сейчас я понимаю, депутаты - это работодатели, именно они диктуют нам цели и задачи здесь, на местах, распределяя средства бюджетов, принимая программы развития. И если депутаты осторожны, то руководитель исполнительного органа должен им соответствовать. Там, где такое единение, есть и эффективная слаженность между двумя ветвями органов власти. Может выглядит патриархально, но это тоже стратегия, имеющая право на жизнь, и в наших условиях более безопасная.

- А Вы соответствовали своей Думе?

- Не совсем. Наверное, у меня больше терпимости к риску, готовность пробовать что-то новое, выйти за рамки привычного. При этом не скажу, что Дума ставила палки в колеса.

- По закону, представительная власть выше исполнительной, как Вы отметили, она - работодатель и принимает важные решения. Но, поработав главой администрации, как считаете: правильно ли, что руководитель муниципалитета (а это человек, обладающий целым набором знаний и опыта, согласно требованиям конкурса на соискание должности) зависит от депутатов, которых выбирают по ленинскому принципу: каждая кухарка может управлять государством?

- Власть - система сдержек и противовесов. Она должна быть такой, потому что глава администрации не застрахован от ошибок или своеволия. А вот по поводу квалификации соглашусь: многие вещи приходится объяснять. Депутаты работают на неосвобожденной основе и своим полномочиям могут посвящать только свободное время. Им заниматься изучением постоянно изменяющегося законодательства объективно сложно. Например, я, приезжая домой, каждый вечер полтора часа минимум трачу на ознакомление с самыми важными новыми законами, правилами и постановлениями. Естественно, охватываю не всю информацию, поскольку ее очень много. У депутатов, зачастую, на это нет времени. Поэтому предлагаемые решения по развитию, конечно, приходилось объяснять. И здесь одно из главных качеств, которым должен владеть глава администрации - умение убеждать. Так что демагоги будут более успешными, чем те, кто поглощен процессом.

 

СВОЯ РУБАХА

- Алексей Васильевич, о чем нереализованном жалеете?

- Какое-то время жалел, что не удалось запустить программу стратегического развития Ворсино. Это план, который разрабатывался с учетом жилищного строительства и перспектив экономического роста. Но сейчас понимаю, что в нынешних экономических условиях проект бы просто умер. И в этом плане осторожность депутатов, не принявших ее, оказалось более прозорливой.

- А что из сделанного Вы считаете наиболее удачными?

- Мне нравится проект по оптимизации процессов и автоматизации операций. Это позволило разгрузить сотрудников администрации, ускорить работу с жителями и исключить проблемы, связанные с человеческим фактором. Считаю очень успешным 2021-й год, когда мы почти достигли целевого значения по доле ремонтируемых дорог. Учитывая, что по закону временной интервал в ремонте 5 лет, и мы должны ежегодно восстанавливать 20% дорог, тогда мы почти достигли этого показателя. Повторить, к сожалению, не получилось из-за финансовых сложностей. Важным было создание локальных сообществ в деревнях, работа со старостами. Да, не все было гладко, и сейчас я уже могу сказать, что принятие на таких сходах плана благоустройства - неэффективный механизм. Но общение с людьми стало лично для меня очень важным.

- В чем проблема неэффективности?

- Состав участников таких сходов постоянно меняется: сегодня люди решают одно, завтра другое. Желание участвовать в решении вопросов невелико, убеждать соседа поддержать какой-то проект - тем более. А потом начинаются недовольные комментарии в соцсетях, и тот, кто громко кричит в интернете, порой, продавливает свой вопрос, лишая возможности участников схода получить результат запланированный ими. Получается, и я не выполнил обещание, которое взял перед людьми на такой встрече, и сама идея сходов рушится. К сожалению, количество тех, кто начинает грозить администрациям вышестоящим руководством и надзорными органами, растет повсеместно. И это плохо, потому что это не про конструктивную критику, а про «свою рубаху» в обход мнения других людей. 

 

ОПАСНАЯ СВЯЗЬ

- Интернет упростил общения жителей и представителей власти, без сомнений. Но не кажется ли Вам, что возможность написать в соцсетях делает людей безучастными к реальной жизни?

- Это развило эффект анонимности, даже если человек пишет с идентифицируемого аккаунта. Он не видит того, к кому обращается, поэтому легко писать, что угодно, вплоть до личных оскорблений и обвинений. Сидя на кухне, легко размышлять о том, что ничего не делается. Да, можно сделать, к примеру, вашу дорогу, но тогда мы не сделаем ее там, где это более необходимо.

Вот этот год у нас идет под знаком канализационного хозяйства. С тех улиц, где в прошлом году провели газ, люди начали просить водопровод. Я их понимаю, вода нужна. Но приходится объяснять: у нас есть еще шесть деревень, где газа нет. Они уходят с обидой, потому что их не волнуют проблемы других. И эгоизм - это самое разочаровывающее в общении с людьми.

- Каждый человек по природе эгоистичен.

- Да, но вместе можно добиться большего. Знаете, есть у нас деревня Киселёво, там очень эмоциональные жители, в карман за словом не полезут. Но вот в прошлом году проживающие на одной из улиц не смогли на сходе убедить остальных деревенских в необходимости ремонта «домика» над колодцем. Тогда мужики сами собрались, купили стройматериал и отремонтировали. И вот эта личная заинтересованность и ответственность за территорию «рядом со мной» самое важное, что должно быть в людях, объединенных каким-либо сообществом. Потому что не все удается сделать за те налоги, которые мы платим.

- Говоря о соцсетях, подразумеваем, что это зло?

- Это наша реальность, которая меняет в целом общество, людей в отдельности и отношения между нами. Мы заменяем общение коммуникацией, а это разные понятия, поскольку второе не подразумевает необходимость договариваться.

Если говорить о присутствии глав администраций в соцсетях, то сейчас это их обязанность. И, наверно, тот, кто делает это по-минимуму или формально, не зря осторожничает. Опять приведу личный пример. Выложил на своей странице фото заваленной хламом мусорки, через час мы ее уже очистили, но надзорный орган увидел этот пост и привлек администрацию за бездействие, причем случилось это уже после того, как мы отреагировали. И таких историй сейчас много. Но вот жителям Ворсино я благодарен, что во время таяния снега, когда у нас «поплыли» дороги, в сети не было жалоб. Люди с пониманием отнеслись к тому, что требуется время, чтобы привести их в порядок. Ведь всегда «за кадром» остается долгий процесс согласований финансирования и поиска подрядчика перед тем, как мы выполним простую работу - щебня подсыпим.

Так что соцсети для глав администраций - условие труда, как умение писать и считать. Это инструмент, который каждый использует, как может или хочет. Я выбрал путь разъяснения нашим жителям конкретных решений: почему так, а не иначе. Но это мой выбор. Конкретных установок, как и о чем писать, никто не дает. Есть, конечно, моменты, продиктованные духом времени, и они видны, но их доля невелика. Поэтому у каждого, как и в обычной жизни, есть выбор.

 

А НАПОСЛЕДОК...

- Вы, теперь уже в прошлом - глава администрации самого богатого поселения Боровского района. В то время, когда существовал Фонд приоритетных проектов, именно из бюджета Ворсина в него поступало больше всего денег, которые потом направлялись бедным муниципалитетам. Как считаете, не пора ли объединить их, как это было раньше?

- Уверенно говорю - надо объединяться. Во-первых, в отдельности тяжело реализовывать дорогостоящие проекты. Во-вторых, поселения в отдельности практически беззубы: на них накладывают штрафы за бездействие в разных вопросах, а они их и не могут решить, опять же потому, что денег нет или административного ресурса. Я не верю в большую экономию на зарплатах местных органов власти, поскольку объем работы не поменяется. Но появится эффективность за счет возможности концентрировать ресурсы и многие вопросы рассматривать в связке, убрав бюрократические согласования, которые не несут никакой ценности. Единое управление дорожной сетью, коммунальными сетям, социальной - это в разы упростит работу и сделает ее более продуктивной. Говорил ранее: каждое поселение у нас в своей скорлупе, и каждое отражает его главного управленца.

 - Вам нравится работа главы администрации?

- Я от нее устал.

- От чего?

- Первое - принципиальная невозможность решить то, что законы предписывают решать. Есть перечень вопросов местного значения, в нем больше тысячи пунктов. Все они детализируются актами и постановлениями для их реализации. Но ресурсов на это нет даже у, как вы говорите, богатого Ворсино, мы выполняем порядка 30% того, что обязаны делать. То есть мы заведомо неспособны исполнить все возложенные на нас функции.

Второе. Есть такой казуистический показатель, как бюджетная обеспеченность. Это не то, как своими доходами от налогов муниципалитет обеспечивает исполнение обязательных вопросов. Это просто сравнение с соседями: сколько в муниципалитете денег приходится на каждого жителя.  Такой показатель не отображает реальной сущности. Да, можно сказать, что, в среднем, в расчете на одного жителя, Ворсино богаче, чем Кривское. Но что от этого, если те же дороги в год мы должны ремонтировать в объеме 20% (через каждые 5 лет), а по факту делаем не более 12% (каждые 8 лет). Возникает разрыв, и это при нашем бюджете, а где-то он еще меньше. Мы даже не трогаем вопросы электро-, водо- и газоснабжения. Разработка одного проекта обходится в сумасшедшие деньги, а строительство - еще в пять раз дороже.

Третье - отношение людей, о котором я тоже говорил, эгоистичное. Вот несут небытовые отходы на мусорку, а администрация потом вывозит их как несанкционированную свалку. За раз платим по 20 тысяч рублей, пять вывозов обходятся в ремонт участка дороги в какой-нибудь деревне, значит, мы ее не сделаем. Но людям все равно, они продолжают нести, хотя могут и сжечь. Им не хочется, проще возложить это на местную власть, за которой следят надзорные органы. И вот это перекладывание ответственности тоже приводит к разочарованию и накоплению усталости.

Считаю неправильным, что ряд обязанностей перекрадется на волонтеров. Возьмем добровольные пожарные команды. Загорелось что-то в поселении - ДПК первые! И никого не волнует, что люди не профессиональные пожарные, что у них есть работа и помогают они в свободное время. А оплачивается их работа, между прочим, из местного бюджета. Я тут посчитал: если бы участковый полиции в час получал столько, сколько мы платим за час дежурства дружиннику, то у него зарплата была около 60 тысяч рублей - очередь бы в полицию из желающих выстроилась. Ну, если от всех поселений требуют ежедневного патрулирования улиц силами ДНД, лучше всем районом скинуться в «фонд полиции», а они там пусть дают надбавку к зарплатам своим сотрудникам, профессиональным. Но сейчас закон не позволяет сделать этого.

- По итогу, на что опиралось Ваше решение добровольно сложить полномочия: я устал, я ухожу? Илы Вы переросли эту должность?

- Считаю, будет честным дать возможность работать тем, у кого есть силы.

- Не верю в миссионерство. Если человек любит свою работу, он не отдаст ее другому, даже из побуждений добродетели.

- Я устал любить. Если не могу выполнять то, что должен, с такой же самоотдачей, как раньше, значит не надо занимать чье-то место.

Беседовала Светлана Зацаринная

Поделиться