журнал
Недавно состоялось подведение итогов ежегодного Всероссийского конкурса научно-технического конкурса «ШУСТРИК», и среди победителей не обошлось без представителя наукограда.
Александр МОРОЗОВ, воспитанник «Академии Технолаб», стал лучшим в номинации «Аддитивные технологии», хотя и принимал участие в мероприятии подобного уровня впервые. Впрочем, останавливаться на достигнутом молодой человек не намерен и уже в скором времени будет представлять наукоград на международном уровне.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА
За последнее время юным гениям из Обнинска покорилось достаточно престижных конкурсов и конференций, причем большинство победителей обучаются в стенах «Академии Технолаб».
Учитывая заслуги воспитанников, при посещении ожидаешь увидеть огромный научный центр, но никак не небольшое одноэтажное здание. Академия будто бы оправдывает поговорку, что о больших делах не стоит кричать на каждом углу. Вся соль здесь сокрыта внутри, где расположены несколько классов с суперсовременным оборудованием, позволяющим ребятам не только разрабатывать инновационные проекты, но и воплощать их в жизнь.
Но главное сокровище и достояние Академии - не дорогие компьютеры и станки, а ученики.
Заглянув в класс, где сидят мальчишки лет девяти-десяти, поражаешься стоящей тишине, при том, что преподаватель вышел из кабинета! Больше всего это напоминает работу какого-то серьезного НИИ.
Все разговоры - только по делу. Ребята сосредоточенно глядят в экран монитора, обсуждая, из какого материала будет лучше изготовить деталь. Даже человеку с высшим образованием требуется некоторое время, чтобы вникнуть в решаемые мальчишками проблемы, а потому из класса выходишь в некоторой прострации.
Невольно складывается впечатление, что находишься в каком-то фантастическом фильме, а ведь эти ребята только начинают делать свои первые шаги и пока не удостоились призов и грантов, в отличие от Александра Морозова, который стал одним из лауреатов всероссийского конкурса «ШУСТРИК».
«НАУКА ДОЛЖНА ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ»
Название конкурса - аббревиатура, которая расшифровывается как «школьник, умеющий строить инновационные конструкции». В случае с Александром - определение невероятно точное.
Молодой человек обучается в восьмом классе школы №1 города Балабаново, но при беседе с ним создается впечатление, что на вопросы отвечает как минимум младший научный сотрудник какого-нибудь исследовательского центра, настолько уверенно он рассуждает о науке и её месте в жизни человека.
В «Академии Технолаб» юный конструктор обучается всего год, но, по собственному признанию, именно здесь он смог раскрыться по-настоящему, хотя первые шаги на инженерном поприще начинал делать абсолютно самостоятельно.
По сути, пробой пера для Александра стало создание собственного термометра, принцип работы которого он увидел в интернете. В основе прибора лежит микроконтроллер марки arduino, достаточно популярной у начинающих роботехников.
- Когда все заказанные комплектующие пришли, я посмотрел на эту груду проводов и полез в интернет за информацией, - делится воспоминаниями Александр, - мне было интересно вникнуть в принцип работы, освоить код, синтаксис. В итоге собрал термометр за вечер, а программировал его полгода, и в конечном итоге он показал мне температуру. Неверную, но она менялась, что для меня было достижением. Я вселил в него душу, жизнь, заставил работать, и с этого все началось.
Вспоминая об этом сейчас, Морозов смеется и говорит, что ничего сложного, в общем-то, и не было, зато интерес к творчеству и созиданию только окреп.
Еще одним важным для себя проектом Александр считает создание плоттера. В какой-то момент школьник устал делать работы по ИЗО от руки и задумался над тем, как можно было бы упростить себе жизнь. Эти размышления вылились в программирование и создание прибора, который отлично справлялся с поставленными задачами при минимальном участии в процессе ученика.
Именно так Александр определил цели своих проектов, да и вообще науки в целом.
- Хотелось бы создать что-то, что могло улучшить жизнь людей, сделать её проще, может даже, доступнее. Наверное, наука и должна этим заниматься, заботиться обо всех людях, - пояснил юный инженер.
В том, что в наше время все и так упростилось дальше некуда, и даже для того, чтобы еды купить, не надо выходить из дома, молодой ученый видит только вызов - найти еще сферы, которые можно было бы улучшить.
ГЛАВНЫЙ ПРОЕКТ
Однако вернемся к конкурсу, ставшему для Александра Морозова звездным часом. Чтобы принять участие в нем, необходимо было либо пройти отборочные туры, либо, как в случае с нашим героем, отправить свою работу через интернет. Темой для размышлений инженера в этот раз стал «Экструдер для высокоскоростной печати резиноподобными пластиками».
Звучит сложно, но, как пояснил Александр, в суть вникнуть довольно просто. Прибор создает детали, продавливая расплавленное сырье через какую-то установленную форму. Главной проблемой здесь является именно исходный материал, поскольку, несмотря на все свои положительные свойства, данный вид пластика довольно капризен в эксплуатации и при любом отклонении от комнатной температуры становится мягким и непригодным для работы.
Решение проблемы юный инженер увидел в системе охлаждения. Александр предложил использовать в этих целях воду, которая обладает куда большей теплоемкостью. Разработав деталь и с помощью токаря выточив её из алюминия, молодой человек приступил к испытаниям, которые сразу же показали отличные результаты по всем параметрам.
Печать шла быстрее, материал не приходил в негодность, а температура не выходила за приемлемые рамки. При этом обновленная система позволяла экструдеру работать внутри термокамеры, что раньше было бы невозможно, но циркуляция воды справлялась с повышением температуры, а выходящие изделия не остывали на холодном воздухе, а сохраняли первоначальные свойства и форму.
Такое элегантное решение довольно серьезной проблемы позволило Александру занять первое место в номинации «Аддитивные технологии», встав в один ряд с умнейшими школьниками России. Награждение победителей запланировано на июнь, но, учитывая опыт прошлых лет, можно смело предположить, что, кроме призов и грамот, ребята получат приглашения на участие в различных конференциях как минимум федерального уровня.
С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
Останавливаться на достигнутом обнинец не намерен. С первой попытки попав в число лауреатов, Александр уже успел принять участие в еще одной конференции под названием «Научный потенциал XXI века», пока в качестве зрителя, знакомясь с новыми идеями и задумками других участников.
Следующим большим шагом для Александра станет участие в мероприятии международного уровня. С седьмого по десятое июня в городе Улан-Батор пройдет целая серия различных форумов, посвященных партнерству России и Монголии в различных сферах, начиная от экономических связей и заканчивая научно-техническими проектами и инициативами.
К слову, несмотря на все свои успехи в инженерии, Александр так до конца и не определился, кем видит себя в будущем. В том, что это будет как-то связано с техникой, он не сомневается и готовится поступать в Бауманскую академию, но конкретное направление еще не подобрал.
Возможно, им станет программирование, в котором молодой конструктор видит будущее развития технологий, ведь в проектировании его больше всего привлекает именно воплощение задумки в нечто материальное, создание объекта, в который при помощи нескольких строчек кода можно вдохнуть жизнь. Звучит действительно захватывающе, и сейчас, оглядываясь назад, Морозов со смехом вспоминает, как поначалу наотрез отказывался идти заниматься в «Академию Технолаб» и уступил только после просьбы родителей.
- Стоило первый раз прийти на занятия, и я понял, что это мое. Здесь такие же ребята, увлеченные теми же вещами, и вместе можно придумывать что-то новое, творить, развиваться. Моя ошибка была в том, что я изначально в голове представлял место иначе, и мне оно не понравилось. Так что если есть какие-то ребята, сомневающиеся, стоит ли им попробовать, то могу сказать только одно - приходите, увидите все своими глазами и тогда уже сделаете вывод, - поделился Александр.
К слову, такая возможность у юных обнинцев появится совсем скоро. «Академия Технолаб» планирует запустить летнюю школу инженеров, в котором ребята смогут не только весело провести время в компании единомышленников, но и сделать первые шаги на пути научного творчества. Запись ведется начиная с девяти лет, при этом главной особенностью можно назвать то, что занятия не будут разделяться по направлениям. Все дети получат знания из самых разных областей и смогут выбрать что-то, что увлечет их больше всего.
- Одним лишь обучением летняя школа не ограничивается. Будут и активные игры на стадионе, и различные прикладные занятия, и творческие проекты, в общем, все, что может не только заинтересовать детей, но и дать полезные навыки, - отметила менеджер по коммуникациям «Академии «Технолаб» Александра ЧЕРНАТ.
В целом планов как у учеников, так и у преподавателей хватает, и, что особенно приятно видеть, - все они по-настоящему увлечены своим делом. А когда любознательность подпитывается хорошей технической базой, то на свет рождаются множество интересных и захватывающих проектов. Поэтому перспективы у обнинских ребят самые лучшие, и можно ожидать, что в скором времени к Александру Морозову присоединятся новые мальчишки и девчонки наукограда, прославившие свое имя на всю страну, а может, и на весь мир.