Неделя Обнинска
Провальное «Калужское тесто»
Туризм
12.01.2023

Какие региональные продукты в России пользуются наибольшей популярностью и являются узнаваемыми?

- Почти во всех субъектах России для привлечения и роста инвестиций в экономику активно используют региональные бренды. Однако многие недооценивают возможности этого необычного инструмента. Популярность региональных брендов растет, привлекая туристические и финансовые потоки, порождая лояльность к определенным «народным образам» и спрос на них. Как и бренд компании, бренд региона может включать ряд признаков, которые позволяют потребителю установить взаимосвязь между регионом и его особенными качествами, - считает Татьяна Мощагина, руководитель внутренних коммуникаций и бренда работодателя сервиса Работа.ру.

 

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ В ПРОЛЕТЕ

«Работа.ру» назвала самые популярные региональные бренды России по результатам опроса 3,7 тысяч человек. Бесспорным лидером стал тульский пряник, второе место занял оренбургский пуховой платок, третье - адыгейский сыр. В топ-15 попали астраханский арбуз, хохломская роспись, алтайский мёд, татарский чак-чак – и ни одного калужского продукта. А где же так упорно раскручиваемое в последние годы калужское тесто, где знаменитые тарусская вышивка и хлудневская игрушка, да хотя бы «Козельская» минералка?

За регион, честно говоря, обидно. Но, увы, если заглянуть на туристические форумы, то о том, что производится в Калужской области, гости узнают, лишь попав к нам. Прошли те времена, когда калужская водка была брендом. Теперь даже она не на слуху.

 

МЫ ЕЩЕ И САМИ НЕ ЕЛИ

Несколько лет назад все СМИ Калуги трубили о «Калужском тесте». Пусть вас не обманет название – это лакомство, по вкусу напоминающее пирожное «картошка». Рассказывали, что этот продукт в свое время был чуть ли не популярнее тульского пряника, а потом его перестали выпускать, и рецепт исчез. Благодаря стараниям любителей старины рецепт удалось воссоздать. Однако от этого «Калужское тесто» не стало брендом не то что области, даже города Калуги.

- Про «Калужское тесто» я узнал пару лет назад случайно, и до сих пор так и не понял, что это за достопримечательность такая.

- Прошла по близлежащим магазинам и лавкам - слыхом не слыхивали о «Калужском тесте». Тульский пряник знают все и ели, про платок — песнь на слуху, ну и в целом любители платков их носят, сыр, сами понимаете, все ели, если нет — то бегом до ближайшего магазина! – пишут наши читатели.

И с ними сложно не согласиться. Для того чтобы продукт стал популярным, узнаваемым, он должен быть массовым. Тульский пряник продается на каждом углу и стоит копейки. Вряд ли можно встретить в России человека, который его не ел. Калужское тесто можно найти только в специализированных магазинах, стоит – немало, да и выглядит скорее как подарок. И если в Калуге о нем люди хотя бы что-то слышали, кто-то даже пробовал, то для районов Калужской области это совершенно неизвестный «зверь». А если его не знают даже в собственном регионе, как могут узнать за его пределами?

 

НЕ ДАТЬ ПОГИБНУТЬ ИСКУССТВУ

Тарусская вышивка или как ее еще называют перевить – это уникальный, самобытный продукт. Все эти эпитеты можно отнести и к хлудневской игрушке. Да, безусловно, это наши региональные бренды. Причем проверенные временем. Но оба ремесла находятся на грани исчезновения. Мастерицы и мастера уходят в мир иной. И сейчас остро стоит вопрос, как сохранить эти народные художественные промыслы. Иначе и тарусскую вышивку и хлудневские игрушки можно будет найти лишь в музеях и частных коллекциях.

С использованием мотивов тарусской вышивки калужские дизайнеры и художники создают одежду. А в прошлом году хлудневская игрушка получила статус официального бренда Калужской области.

 

СЕБЯ ПОКАЗАТЬ

Неужели нашей области нечем зацепить массового потребителя? Конечно, это не так. И, путешествуя по России, наверняка вам попадались «приветы» из дома. И это были абсолютно простые вещи – самые обычные продукты. В Смоленске, Рязани, Воронеже на полках стоит калужская кисломолочка и газированная вода. Вологодскоемасло - известный на всю страну гастрономическийбренд. Почему бы и нашему молоку, кефиру и газировке не стать столь же узнаваемыми? Может, не стоит изобретать велосипед и искусственно что-то навязывать? Да, у нас есть исконно калужские ремесла, которые восторгают. Их надо сохранять и всячески продвигать, ими гордиться. А продукты найдут дорогу к сердцам потребителей сами, им надо только не мешать.

Кстати, 48% россиян не питают особых чувств к брендам собственного региона. 39%, напротив, покупают, используют или просто гордятся известными брендами родного края, 10% испытывают гордость, но предпочитают и другие бренды. 3% опрошенных испытывают негативные эмоции при упоминании «народного бренда» своего региона. А вы гордитесь калужскими товарами?

Фото: tarusaperevit.ru, russia.travel, rospatent.gov.ru

Елена Французова

Поделиться