Неделя Обнинска
Обнинск. Будущее цифровой индустрии начинается здесь
Инновации
08.06.2023

В прошлом номере «Недели» мы рассказывали о VIII ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России», куда команда Обнинска отправилась с «умным» автобусом. Его даже специально сняли с рейса. Кто-то может возмутиться, мол, как так, а мы скажем – это было правильное решение.

Почему? Потому что продемонстрировали действительно работающую модель, скажем так, обкатанную, а не просто музейный экспонат.

И знаете, что? Опыт Обнинска заинтересовал и другие регионы!

 

МАСШТАБНОСТЬ

Конференция в Нижнем Новгороде – без преувеличения важнейшая. На ней присутствовали и IT-разработчики, пишущие современный софт, и люди промышленности, внедряющие его в производственные циклы, и представители госаппарата – чиновники, принимающие решения, регулирующие условия, в которых работают первые, и процессы, которые осуществляют вторые.

Формально это негосударственная площадка, организатором всего действа выступает частная структура, но в то же время конференция проводится при поддержке двух федеральных министерств - цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а также промышленности и торговли - и правительства Нижегородской области.

То есть заявить о себе – фактически вытащить счастливый билет в цифровое будущее. Заинтересованность компаний нашим продуктом – шанс привлечь инвесторов.

Получается представительно.

 

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Глава администрации Обнинска Татьяна Леонова из Нижнего Новгорода вернулась вдохновленная. Поездка была более чем успешной. Проект «Умный автобус» привлек внимание и интерес двух федеральных замминистров – Андрея Заренина (минцифры) и Дмитрия Баканова (минтранспорта).

Проект получил высокую оценку и поддержку и будет позиционироваться как лучшая муниципальная практика.

- «Умный автобус» из Обнинска позволяет не только бесконтактно оплачивать проезд, но и ориентироваться по маршруту с помощью голосового и визуального информирования. Помимо навигации и видеонаблюдения, на каждом автобусе установлена комплексная система учета пассажиропотока.

«Умный автобус» на следующем форуме «Цифровая эволюция» будет представлен как лучшая практика, на которую смогут ориентироваться другие регионы. Готовы поделиться с ними опытом и развивать свою цифровую транспортную систему, — заявила Татьяна Николаевна.

Также Татьяна Леонова подчеркнула, что останавливаться на достигнутом город не планирует. Развитие будет происходить поэтапно: больше сервисов для маломобильных граждан;

информирование пассажиров о количестве прошедших оплат и числе «зайцев» в автобусе;

возможность оплаты с помощью биометрической идентификации.

- Благодарю компанию «МТС» за совместную работу и помощь в транспортировке автобуса в Нижний Новгород. Спасибо нашему оператору системы оплаты проезда – «Центру информационной поддержки» за объединение в одну систему всех цифровых инструментов, - добавила глава администрации.

 

ОТ И ДО

На «Центре информационной поддержки» хотим остановиться немного подробнее. Как рассказал руководитель Центра Михаил Катунцев, на данный момент Центр является единым оператором по обслуживанию автоматизированной системы оплаты проезда по всей Калужской области.

- В систему заведено более 40 транспортных организаций, которые работают на наших терминалах с нашим программным обеспечением, позволяющим совершать единую оплату проезда всем категориям граждан. Мы также разработали и создали для муниципального перевозчика Обнинска комплексную систему диспетчеризации. То есть весь автобусный парк оснащен и работает с нашей навигационной программой. Она позволяет осуществлять видеонаблюдение, также мы оборудовали автобусы тахографами и системой ГЛОНАСС. Отмечу, что действуем мы строго в рамках закона, - сказал Михаил Юрьевич. – Кроме того, была установлена бескондукторная система оплаты проезда, что позволило снизить финансовую нагрузку на предприятие – не нужно нанимать отдельно кондукторов. Плюс это удобно и для пассажира – сокращается время оплаты и для самого клиента.

Что еще есть в автобусах? На всем транспорте Обнинска установлена комплексная система подсчета пассажиропотока – это оборудование, работающее на основе так называемой нейросетевой видеоаналитики. То есть при открытии дверей включаются специальные камеры, которые установлены над каждым дверным проемом. Видео пишется и передается на сервер онлайн. Вся информация впоследствии попадает на диспетчерский пункт.

Кстати, все вышенаписанное будет использоваться в Калуге, в том числе, рассматривается возможность организации видеонаблюдения в троллейбусах.

 

УДИВИЛИ

В Нижнем Новгороде был также представлен и клиентский сценарий. Рассказываем, что это. Каждый пассажир может скачать мобильное приложение «ТОК», где он может запустить виртуальную карту оплаты проезда (Калужская область входит в тройку регионов, которые первыми запустили данный сервис), пополнить ее и оплачивать проезд. В будущем планируется возможность покупки абонементов, в том числе и льготных при помощи виртуальной карты.

- Данное приложение также позволяет четко видеть маршруты на карте – в режиме онлайн отображается локация автобуса, время прибытия на нужную остановку, загруженность транспорта, расписание. Это очень удобно для пассажира, - добавил Михаил Катунцев.

Кстати, система видеонаблюдения позволяет оптимизировать работу – отрабатывать конфликтные случаи, «засекать» зайцев, в случае воровства в салоне полиции будет проще найти злоумышленника.

- Наш проект заинтересовал федеральные министерства, и считаю, что это огромный успех. Также нашим опытом интересовались представители РЖД. Съездили очень продуктивно. Главное, что нас увидели и услышали. Цифровизация сегодня – важнейший путь развития нашего государства, и мы готовы наш опыт транслировать, — подытожил Михаил Юрьевич.

-Есть мнение- Руководитель МП «ОПАТП» Леонид Тюленев: - Видеонаблюдение – огромный помощник в нашей работе, так как позволяет решать множество ситуаций, в том числе и стрессовых. Еще люди у нас часто забывают в салоне какие-то вещи, мы можем сразу же отследить хозяина и так гораздо проще вернуть забытую сумку, например.

Еще один момент, казалось бы, несущественный, но очень важный. Информационные дисплеи – здесь транслируется разная информация, объявления, новости, всякого рода напоминания и так далее. И пассажиры отмечают, что всегда смотрят и внимательно читают, что показывают на экране.

Крайне хорошо зарекомендовала себя и система бескондукторной оплаты проезда. Получая информацию с датчиков пассажиропотока, мы видим актуальные данные, понимаем, сколько у нас «зайцев». Там, где их особенно много – отправляем контролеров. С «зайцами» будем бороться силой убеждения и штрафами.

-Про результативность- Начальник Управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна Еремина: - Конечно, участвовать в таком мероприятии, как «Цифровая индустрия промышленности России» и почетно, и ответственно.

На конференции участвовали крупные компании, представляющие свои достижения. Мы представляли практику, которая не просто будущее, а реальность. Автобус, который уже почти год ездит по городу Обнинску.

Было особенно приятно видеть реакцию жителей Нижнего Новгорода. Все высказывали только положительные отклики. Многие думали, что это выставочный образец.

Правда, одна особенность появилась только на выставке, но скоро она будет во всех автобусах города. Думаю, жители сразу заметят, и надеемся, оценят.

Поделиться