Неделя Обнинска
Мирный атом. Часть III. Блохинцев
Дата недели
15.06.2023

Продолжаем серию статей об истории первой в мире АЭС и о людях, внесших неоценимый вклад в ее создание.

 

У ВЛЕКСЯ ФИЗИКОЙ БЛАГОДАРЯ КОСМОСУ, А КОСМОСОМ - БЛАГОДАРЯ ТОЛСТОМУ

Когда 16-летний Дима впервые увидел фильм «Аэлита» по одноименному роману Алексея Толстого, он долго не мог прийти в себя от увиденного. Позже он скажет, что фильм словно выжег его подсознание. И с этого самого момента, с 1924 года, будущий великий ученый Дмитрий Иванович Блохинцев заболел космосом и космическими полетами.

Увлечение его было настолько сильно, а стремление изучить как можно больше так велико, что он сумел даже подружиться с Константином Циолковским. Правда, по переписке. В своих письмах они часто обсуждали космос как творчество, Блохинцев делился с Циолковским первыми проектами его ракеты.

Но затем Дмитрий Иванович разглядел в космическом пространстве вторую свою страсть - физику. «Теоретическая физика настолько меня увлекла, что я забыл про космические полеты», - говорил он.

 

ПУТЬ К СЛАВЕ

Вообще, Блохинцев еще с детства демонстрировал не дюжий интерес к самолетному строению и ракетостроению. Даже сумел самостоятельно овладеть основами дифференциального и интегрального исчисления. Дмитрий Иванович преклонялся перед величием и красотой Вселенной, перед ее тайнами. А еще больше восхищался, когда все тайны можно было объяснить с научной точки зрения.

В общем, Блохинцеву на роду было написано стать физиком. А родился он, кстати, в семье агронома.

В 1935 году Блохинцев получает звание доктора физико-математических наук.

С началом ВОВ молодой ученый активно подключился к решению оборонных задач. Благодаря научным работам Дмитрия Ивановича и его разработкам, в кратчайший срок были созданы приборы акустического обнаружения самолетов и подводных лодок.

Научные открытия обсуждал Блохинцев и с Фиделем Кастро

 

БлОХИНЦЕВСКИЙ ПЕРИОД

Дмитрий Иванович Блохинцев возглавил «Лабораторию В» в переломный для нее момент. Период, когда там вовсю работали немецкие ученые, заканчивался - светлые умы возвращались обратно в Германию. 16 марта 1950 года наступил «блохинцевский» период - в этот день Дмитрий Иванович был назначен на должность начальника теоретического отдела. А три месяца спустя - 21 июля - стал директором секретной лаборатории. Надо отметить, что Блохинцев стоял у истоков основания секретной лаборатории, начав работать в ней в 1947 году.

Работа Блохинцева надолго определила векторы развития института: создание первой уран-графитовой сборки для атомных реакторов, первой АЭС, реакторов для подводных лодок, реактора на быстрых нейтронах, расчетов по термоядерному оружию, ядерных двигателей для космических полетов.

Нужно было срочно набирать новые кадры взамен уехавших домой немцев. При ФЭИ было открыто вечернее отделение, где готовили ученых-атомщиков. Затем подготовкой специалистов занялся филиал МИФИ - сегодня мы его знаем как ИАТЭ НИЯУ МИФИ.

Еще один интересный факт: для Блохинцева это был первый опыт руководства научным коллективом. И именно работа в лаборатории принесла ему мировую славу.

Дмитрий Блохинцев и вьетнамский революционер Хо Ши Мин

 

ДАВАЙТЕ ЧЕСТНО!

Блохинцев, как вспоминают те, кто с ним, так или иначе соприкасался, человеком был честным. От своих подчиненных требовал искренности и всегда был благодарен за рассказы «как на духу».

Коллеги описывали Дмитрия Ивановича как человека широчайшего кругозора, большого личного обаяния, беззаветной преданности физике и исключительного умения собрать вокруг себя и заразить своей энергией людей при выполнении ответственных, масштабных заданий.

Дмитрий Блохинцев был ученым космического масштаба. Он работал в области квантовой механики и квантовой электроники, ядерной физики (участвовал в разработке атомного оружия), теории ядерных реакторов (разработал эффективные методы расчета реакторов на медленных, промежуточных и тепловых нейтронах). Совместно с Александром Ильичем Лейпунским руководил проектом по созданию первого в Европе реактора на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем, создал импульсные быстрые реакторы.

 

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ

Блохинцев успел отметиться чуть ли не везде. Помимо руководства секретной лабораторией, он также являлся автором одного из самых известных в мире учебников квантовой механики, был блестящим лектором. А еще он был первым директором ОИЯИ в городе Дубне, членом-корреспондентом АН СССР, инициатором и организатором создания филиала НИИ-ЯФ МГУ в городе Дубне, научным руководителем работ по проектированию и созданию первых в мире импульсных реакторов на быстрых нейтронах, президентом международной организации IUPAP при ЮНЕСКО.

 

И ВСЕ-ТАКИ КОСМОС!

Блохинцев при поддержке Сергея Павловича Королева инициировал развитие нового направления - создание двигателей на атомной тяге для космических полетов.

Поделиться