Неделя Обнинска
Мирный атом. Часть XI. О завхозе и главном инженере ФЭИ Демьяне Овечкине
Дата недели
10.08.2023

«Неделя Обнинска» продолжает знакомить вас с выдающимися личностями, теми, кто стоял у истоков создания Первой в мире атомной электростанции

Демьян Михайлович Овечкин - выходец из рабочей семьи. Выучился на инженера в Механико-машиностроительном, работал по специальности, однако в 1943 неожиданно для себя был назначен на должность старшего инженера отдела по борьбе с детской беспризорностью, где проработал три года.

Переломный момент наступил в 1946 - тогда Овечкина назначили начальником отделения в только что созданном 9-м Научно-техническом управлении НКВД СССР, которое руководило работой научных организаций, укомплектованных немецкими специалистами, привлеченными для работы по советскому атомному проекту.

В 1950 Демьян Михайлович становится замдиректора по административной и хозяйственной работе Лаборатории «В». Два года спустя в Лаборатории вводится должность главного инженера специально под Овечкина.

И вот на этой должности Демьян Михайлович проработал аж до 1980 года.  

 

ДУМАЕТЕ, БЫТЬ ГЛАВНЫМ ИНЖЕНЕРОМ ЛЕГКО?

Как бы ни так! Это вам не просто какой-нибудь рядовой завод, а засекреченное предприятие от и до напичканное реакторными установками как лабораторного, так и промышленного уровня большой мощности.

А еще, на минуточку, Лаборатория - это почти восемь тысяч сотрудников в штате! И вот работа главного инженера заключалась в техническом управлении множеством принципиально различных подразделений, выполняющих исследования и испытания новейших, впервые создаваемых в стране установок. Нужно было руку держать на пульсе, а ухо востро. Приходилось постоянно контактировать, договариваться, сотрудничать с множеством разных подразделений: конструкторскими, научными, технологическими.

И делать свою работу так хорошо, чтобы ни одной аварии, ни одной поломки! Представляете, какая ответственность? А ведь кроме всего прочего ФЭИ, будучи градообразующим предприятием Обнинска, вело его коммунальное обеспечение. Овечкин отвечал и за это

 

НЕ ЗА КАРЬЕРУ, А ЗА ИДЕЮ

Несмотря на такую гигантскую ответственность, Демьян Михайлович не был карьеристом. Не стучался в разные двери, не бил кулаком по столу, требуя преференций, а просто делал свою работу. А ей он был бесконечно предан. Жил идеей, а не корыстью.

Овечкин совершенно не думал о своей выгоде, был всегда честен с коллегами и не давал спуску лентяям и ротозеям. Впрочем, позволял себе главный инженер и некоторую грубость, в технических спорах мог вообще повысить голос. Но это только потому, что разбирался в тонкостях лучше, а не пытался бахвалиться.

Да и как тут не повышать голос, когда такая ответственность на твоих плечах?

Начало 70-х. День Победы. Во главе колонны главный инженер ФЭИ Демьян Михайлович Овечкин. Спиной, в пол-оборота  Михаил Петрович Родионов (директор ФЭИ в 1960-1968 гг.) и легендарный Иосиф Титович Табулевич (заместитель директора ФЭИ в 1952-1969 гг.), которого за глаза называли Отцом Обнинска.

 

И ВЫ ДУМАЕТЕ, ВСЕ БЫЛО ГЛАДКО?

Конечно, нет! Постоянно происходили разного рода неполадки, случались сложности с поставками и ремонтом. То выброс радиоактивного теплоносителя случится, то электрощиток загорится, то газ взорвется. Происшествия по большей части были мелкими, но нервы они мотали Демьяну Михайловичу будь здоров.

Ему приходилось жить в постоянном стрессе, спать всего по несколько часов в сутки. Но он ни разу, ни разу (!) и вида не подал, что обеспокоен. Переживал внутри и умело скрывал все от коллег.

 

ОТВЕЧАЛ ЗА ВСЕХ

Понятно, что из-за любой ошибки, даже совершенной не Овечкиным, отвечать приходилось все равно ему. Не было в его привычке сваливать вину на других. Дескать, главный инженер, руководитель, тебе и ответ держать.

И даже сидящие в больших и просторных кабинетах люди, от которых напрямую зависели поставки, организация и привлечение специалистов, позволяли себе забывать о своих обязанностях.

Овечкина не раз и не два чихвостили на собраниях, а некоторые потом себе позволяли публично это припоминать.

Как реагировал Демьян Михайлович? Молча. Он верил в свое дело и демонстрировал огромную выдержку. И ни разу не сломался.

 

ОТДАЛ ЖИЗНЬ ЗА ДЕЛО

Круг деятельности Демьяна Михайловича был широк. Он принимал непосредственное участие в разработке принципиальной технологической схемы Первой в мире АЭС, ее проектировании, сооружении, пусконаладочных работах и эксплуатации. За комплекс проведенных под его руководством экспериментальных и опытно-конструкторских работ в 1964 г. ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

В том же году Демьяну Михайловичу присуждена Ленинская премия, а в 1972 г. - Государственная премия СССР. Овечкин был невероятным тружеником. За это был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знаком Почета» и 12 медалями.

Почти тридцать лет Демьян Михайлович Овечкин проработал на посту главного инженера ФЭИ, а его вклад - ничуть не меньше вклада известных ученых и великих умов.

Его труд был сопряжен со множеством потрясений и постоянным нервным напряжением. И это, к сожалению, не позволило ему дожить до глубокой старости. В 1982 году Демьяна Овечкина не стало. Ему было всего 69, до семидесятилетия он не дожил чуть больше полугода. Похоронен Демьян Михайлович в Обнинске, на кладбище «Кончаловские горы».

 

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Оба сына Овечкина: Александр и Юрий - пришли работать на предприятие, где трудился их отец.

Сразу после школы пришел в ФЭИ Александр. В 1964 году он окончил вечерний факультет Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», а в 1979-м ему была присуждена степень кандидата технических наук. Работал он в Реакторно-измерительном центре, где на критических стендах занимались изучением ядерно-физических эффектов для создания ядерных реактивных двигателей. Вышел на пенсию с должности заместителя начальника научного отдела, проработав в научном институте 43 года.

Юрий трудился слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), электромонтером, мастером электриков на натриевых стендах, на установке 75 (испытания энергетических установок с водяным и жидкометаллическим теплоносителями для подводных лодок), в Горячей лаборатории. Там познакомился с будущей женой Людмилой Алексеевной, отвечающей за ремонт и установку контрольно-измерительных приборов. С институтом была связана вся их трудовая жизнь: они пришли в ФЭИ сразу после окончания школы и проработали здесь 45 и 51 год соответственно. Институт стал судьбой и для их сына Антона Овечкина.

Антон Юрьевич же отвечает за обеспечение безопасности при проведении научных исследований - уже больше 35 лет.

Дочь Антона Юрьевича, правда, выбрала экономику вместо инженерии, так что пока вся надежда на его внучку - в этом году она окончила второй класс. Как знать, может она продолжит рабочую династию Овечкиных?

 

 

 

Поделиться