журнал
Федеральные сетевики паразитируют на регионах!
Сетевые торговые точки быстрыми темпами разрастаются по городу, вытесняя при этом региональные магазины, которые зачастую просто не способны выдержать конкуренцию.
При этом, в отличие от местных, основную часть налогов сетевые гиганты платят где-нибудь в Московской области, где они зарегистрированы. А вот «по месту работы» «сетевики» отчисляют гроши, которые несоизмеримы с той прибылью, которую они здесь получают.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕГ ПРОХОДИТ МИМО
Эта проблема беспокоит многие регионы. Выход из сложившейся ситуации пытаются найти в Брянской, Иркутской и других областях. Занялись этим и у нас. Так, еще в феврале калужские депутаты предложили выйти в Госдуму с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство, которые обязывали бы предприятия платить налоги по месту их нахождения, а не прописки.
Такую озабоченность можно объяснить цифрами. В области зарегистрировано 207 обособленных подразделений семи крупных федеральных торговых сетей, к концу года их станет еще больше. Они контролируют 25 процентов торговли продуктами питания, при этом, обороты денежных средств исчисляются миллиардами рублей. И это не удивительно, ведь большую часть своего бюджета люди тратят на продукты питания. Однако деньги, которые поступают от деятельности этих филиалов в бюджет области, минимальны, основные средства утекают куда-нибудь в Москву.
В Калуге на днях состоялось первое заседание рабочей группы, которая займется вопросами уплаты налогов в региональный бюджет федеральными торговыми сетями. Ведущая заседания депутат Ирина ЯШАНИНА предложила членам группы изучить всю необходимую информацию по данному вопросу и подготовить конкретные предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Обратят ли внимание на подобную инициативу в столице, большой вопрос.
А вот в Ярославской области, например, борясь за налоги филиалов крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие обязательно должно быть зарегистрировано на территории области. Зато в процессе реализации инвестпроектов они могут рассчитывать на существенные налоговые льготы.
«ОТ НИХ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ ДОХОДА!»
В Обнинске, где львиную долю потребительского рынка занимают именно сетевики, данная проблема также интересует многих. У нас свою деятельность развернули такие гиганты, как «Дикси» (Москва), «Магнит» (Краснодар), магазины компании X5 Reteil Grupp («Пятерочка», «Перекресток», «Вам сюда») и другие. У каждого из них в наукограде по 7-10 торговых точек.
А вот «местных» у нас гораздо меньше. «Аквамарин», «Букет», ну и, пожалуй, все. В области работает даже специальный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных, товарных рынков региона, где поднимают вопросы взаимодействия с сетевыми торговыми точками. Когда речь заходит о пополнении областной казны, выясняется, что любой маленький магазинчик местного предпринимателя налогов в регион платит больше, чем огромная федеральная сеть.
- От них больше проблем, чем дохода, - уверен один из членов этого штаба депутат Горсобрания Дмитрий САМБУРОВ, - они размещаются на нашей земле, пользуются дорогами, коммунальными системами, мусорят во дворах и так далее. И именно эти магазины, а не местные, разместились почти возле каждого дома. А по идее должно быть наоборот. Все это можно было бы терпеть, если бы знать за что!
А вот глава местного самоуправления Владимир САВИН считает, что особой проблемы от сетевиков нет, и, как говорится, чем больше конкуренции, тем лучше.
- Нужно понимать, что их предпринимательская деятельность - это бизнес, - отмечает он. - И когда вы начинаете заниматься какой-то деятельностью, вам никто ничего не гарантирует. Конечно, властям на местах хотелось бы, чтобы им платили больше налогов, неплохо было бы и чаще видеть на прилавках продукцию наших производителей, но здесь нужна законодательная помощь. Если у сетевиков появятся льготы, налоговые преференции, то они будут охотнее идти навстречу.
ЛЕГКО ЛИ ПОПАСТЬ НА ПОЛКИ К «ФЕДЕРАЛАМ»?
Кстати, попасть на полки крупных сетевых магазинов не так-то просто. Не случайно «Народный контроль» в Калужской области ни один раз выявлял в таких торговых точках недостаток продукции местных производителей. Зачем им связываться с нашими, если у них есть свои, опять-таки федеральные, у которых все поставлено на поток.
Чтобы попасть на полки федеральных магазинов, местным предпринимателям нужно очень постараться. Придется пробираться через сети бюрократии, входные платы и тому подобное.
- Неоценимую роль в этом вопросе играет областная администрация, - убежден Дмитрий Самбуров. - Там просто настаивают на том, чтобы продукция калужских товаропроизводителей присутствовала на полках. А так местному производителю с федеральными сетевыми магазинами работать крайне тяжело и некомфортно. У них огромная дебиторская задолженность, остро стоит вопрос с возвратами продуктов. С местными магазинами таких проблем не возникает.
Казалось бы, куда уж хуже, если местных притесняют настолько, что их уже почти не осталось. Но сложившийся стереотип «уйдут свои - придут другие» дает о себе знать. Бизнес - есть бизнес.