Неделя Обнинска
Куда утекают налоги?
Абсурд
09.04.2015

Федеральные сетевики паразитируют на регионах!

Сетевые торговые точки быстрыми темпами разрастаются по городу, вытесняя при этом региональные магазины, которые зачастую просто не способны выдержать конкуренцию.

При этом, в отличие от местных, основную часть налогов сетевые гиганты платят где-нибудь в Московской области, где они зарегистрированы. А вот «по месту работы» «сетевики» отчисляют гроши, которые несоизмеримы с той прибылью, которую они здесь получают.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ДЕНЕГ ПРОХОДИТ МИМО

Эта проблема беспокоит многие регионы. Выход из сложившейся ситуации пытаются найти в Брянской, Иркутской и других областях. Занялись этим и у нас. Так, еще в феврале калужские депутаты предложили выйти в Госдуму с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство, которые обязывали бы предприятия платить налоги по месту их нахождения, а не прописки.

Такую озабоченность можно объяснить цифрами. В области зарегистрировано 207 обособленных подразделений семи крупных федеральных торговых сетей, к концу года их станет еще больше. Они контролируют 25 процентов торговли продуктами питания, при этом, обороты денежных средств исчисляются миллиардами рублей. И это не удивительно, ведь большую часть своего бюджета люди тратят на продукты питания. Однако деньги, которые поступают от деятельности этих филиалов в бюджет области, минимальны, основные средства утекают куда-нибудь в Москву.

В Калуге на днях состоялось первое заседание рабочей группы, которая займется вопросами уплаты налогов в региональный бюджет федеральными торговыми сетями. Ведущая заседания депутат Ирина ЯШАНИНА предложила членам группы изучить всю необходимую информацию по данному  вопросу и подготовить конкретные предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Обратят ли внимание на подобную инициативу в столице, большой вопрос.

А вот в Ярославской области, например, борясь за налоги филиалов крупных компаний, пошли несколько иным путем. Региональный закон о государственном регулировании инвестиционной деятельности ставит жесткое условие: предприятие обязательно должно быть зарегистрировано на территории области. Зато в процессе реализации инвестпроектов они могут рассчитывать на существенные налоговые льготы.

 

«ОТ НИХ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ ДОХОДА!»

В Обнинске, где львиную долю потребительского рынка занимают именно сетевики, данная проблема также интересует многих. У нас свою деятельность развернули такие гиганты, как «Дикси» (Москва), «Магнит» (Краснодар), магазины компании X5 Reteil Grupp («Пятерочка», «Перекресток», «Вам сюда») и другие. У каждого из них в наукограде по 7-10 торговых точек.

А вот «местных» у нас гораздо меньше. «Аквамарин», «Букет», ну и, пожалуй, все. В области работает даже специальный штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных, товарных рынков региона, где поднимают вопросы взаимодействия с сетевыми торговыми точками. Когда речь заходит о пополнении областной казны, выясняется, что любой маленький магазинчик местного предпринимателя налогов в регион платит больше, чем огромная федеральная сеть.

- От них больше проблем, чем дохода, - уверен один из членов этого штаба депутат Горсобрания Дмитрий САМБУРОВ, - они размещаются на нашей земле, пользуются дорогами, коммунальными системами, мусорят во дворах и так далее. И именно эти магазины, а не местные, разместились почти возле каждого дома. А по идее должно быть наоборот.  Все это можно было бы терпеть, если бы знать за что!

А вот глава местного самоуправления Владимир САВИН считает, что особой проблемы от сетевиков нет, и, как говорится, чем больше конкуренции, тем лучше.

- Нужно понимать, что их предпринимательская деятельность - это бизнес, - отмечает он. - И когда вы начинаете заниматься какой-то деятельностью, вам никто ничего не гарантирует. Конечно, властям на местах хотелось бы, чтобы им платили больше налогов, неплохо было бы и чаще видеть на прилавках продукцию наших производителей, но здесь нужна законодательная помощь. Если у сетевиков появятся льготы, налоговые преференции, то они будут охотнее идти навстречу.

 

ЛЕГКО ЛИ ПОПАСТЬ НА ПОЛКИ К «ФЕДЕРАЛАМ»?

Кстати, попасть на полки крупных сетевых магазинов не так-то просто. Не случайно «Народный контроль» в Калужской области ни один раз выявлял в таких торговых точках недостаток продукции местных производителей. Зачем им связываться с нашими, если у них есть свои, опять-таки федеральные, у которых все поставлено на поток.

Чтобы попасть на полки  федеральных магазинов, местным предпринимателям нужно очень постараться. Придется пробираться через сети бюрократии, входные платы и тому подобное.

- Неоценимую роль в этом вопросе играет областная администрация, - убежден Дмитрий Самбуров. - Там просто настаивают на том, чтобы продукция калужских товаропроизводителей присутствовала на полках. А так местному производителю с федеральными сетевыми магазинами работать крайне тяжело и некомфортно. У них огромная дебиторская задолженность, остро стоит вопрос с возвратами продуктов. С местными магазинами таких проблем не возникает.

Казалось бы, куда уж хуже, если местных притесняют настолько, что их уже почти не осталось. Но сложившийся стереотип «уйдут свои - придут другие» дает о себе знать. Бизнес - есть бизнес.

Ирина КЛЮКВИНА

Поделиться