Неделя Обнинска
Учителем не рождаются?
В гостях у ...
16.02.2017

Питерский ученый, переехав в наукоград, открыл в себе талант педагога!

Среди великого множества тех специальностей, которые существуют сегодня, одной из самых сложных, пожалуй, остается профессия учителя.

Большинство педагогов свой выбор делают осознанно - поступают в профильные институты, проходят специальные курсы.

Но есть и те, кому удается самореализоваться на преподавательском поприще, даже не имея специальных навыков.

Именно так сложилась судьба физика, который приехал в Обнинск из северной столицы покорять вершины науки, но открыл в себе педагога, к которому сегодня за знаниями спешат чуть ли не все местные «технари».

 

ОТ ЛЕНИНГРАДА ДО НАУКОГРАДА

Александр ИШОВ поменял свое место жительство еще в далеком 1985 году, переехав в город мирного атома из Санкт-Петербурга. Практически всю сознательную жизнь Александр Григорьевич посвятил научной деятельности, а именно физике.

- Обнинск меня привлек своей экологией - я рассматривал его в качестве хорошей площадки для изучения атмосферы. Работать я начинал на предприятии НПО «Тайфун». Там я трудился вплоть до 1998 года. В первой половине 90-х занимался исследованиями озонового слоя атмосферы Земли, который защищает нашу планету от губительной ультрафиолетовой радиации.

В этот период появились первые сигналы истощения слоя в виде озоновых дыр над Антарктидой. Во всем мире и в нашей стране «не жалели» денег на их исследование. Моим первым «подарком» Обнинску стала озонометрическая станция, которая после кропотливых сверок с международными эталонами в различных точках земного шара (от полуострова Индостан до острова Диксон) была включена в перечень постоянно действующих станций Всемирной метеорологической организации (WMO), - вспоминает Ишов.

Уже во второй половине 90-х физику была присуждена международная стипендия фонда имени Гумбольдта при правительстве Германии, что позволило ему в течение нескольких лет проводить научно-исследовательскую работу в Институте астрофизики имени Фраунгофера (Мюнхен) и в Немецком ядерном центре (Карлсруэ).


 

А в 1998 году Ишов впервые примерил на себя образ преподавателя. Первый учительский опыт Александр Григорьевич получил в «Дубравушке».  С тех самых пор с педагогической деятельностью он не расставался: обучал воспитанников ФТШ, затем четыре года провел в одной из малоярославецких школ, а после снова вернулся в Обнинск.

Вот уже более четырех лет Ишов преподает сразу три предмета (физику, математику, информатику) учащимся школы №11. С тех самых пор с педагогической деятельностью Александр Григорьевич не расставался. После «Дубравушки» он обучал воспитанников ФТШ, затем четыре года провел в одной из малоярославецких школ, а потом снова вернулся в Обнинск.

Вот уже более четырех лет Ишов преподает сразу три предмета (физику, математику, информатику) учащимся школы №11.

 

КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО КУРИТЬ - ЭТО ПЛОХО, ЕСЛИ ТЫ КУРИШЬ САМ?»

Однако свой первый урок, который состоялся еще в стенах той самой «Дубравушки», Александр Ишов помнит по сей день. Пожалуй, именно тогда в нем проснулся настоящий педагог.

- Меня толком даже не познакомили с учениками, а те, в свою очередь, особо и не обратив внимания на нового преподавателя, продолжали заниматься своими делами и болтать. Тогда я подсел к одному и завел разговор о том, чего он хочет по жизни, чему планирует научиться. И вы знаете, контакт пошел. Юноша начал мне рассказывать, что мечтает создавать собственные сайты. Тогда ведь это все было в диковинку. Я откликнулся и предложил ему свою помощь. В тот день я успел таким же образом пообщаться со всем классом, с каждым учеником лично. И уже буквально через несколько занятий на моих уроках царила идеальная дисциплина, - рассказывает о своем учительском дебюте Ишов.

Стоит отметить, что Александр Григорьевич - один из тех педагогов, которого ученики действительно уважают. Нет, они его не боятся, а именно уважают.


 

Добиться такого расположения Ишову удалось благодаря собственным внутренним убеждениям, воспитанию и жизненному опыту. Как оказалось, научиться преподавать практически невозможно. Педагогом нужно быть в душе.

- Все дети разные. К каждому необходим особенный подход. Я никогда не унижаю и не оскорбляю своих учеников. Если кого-то следует отругать, то это должно выглядеть конструктивно. Более того, примером нужно быть  самому. Как можно объяснять ребенку, что курить - это плохо, если при этом ты куришь сам? Мне просто стыдно даже внушать детям то, в чем не идеален. Как только я пришел в педагогику, тут же перестал употреблять алкоголь. Я не пью вообще, даже по праздникам, - рассуждает учитель.

 

«РАЗВЕ МОЖНО БРОСИТЬ ДЕТЕЙ?»

Кстати, именно за молодежью Александр Ишов видит светлое будущее.

- Во все слои жизни, будь то коммуналка или социальная сфера, нужно приобщать молодых людей. Именно они еще способны работать на энтузиазме, у них глаз горит, энергии больше, да и время сейчас другое. Мы - это уже пережитки прошлого. Вообще я считаю, что нужно в Трудовой кодекс внести изменения, чтобы несовершеннолетние могли хотя бы несколько часов в неделю работать и получать деньги, - делится мыслями Ишов.

- Александр Григорьевич, вы как педагог с довольно большим стажем, уже изучили нашу систему образования со всех сторон. Какие проблемы успели разглядеть? - поинтересовались журналисты.

- На мой взгляд, сегодня детям довольно сложно дается внеурочная деятельность  в определенных направлениях. Взять, хотя бы, какой-нибудь радиокружок. Есть у нас они? Может, они и работают на базе отдельных учреждений, но ведь хочется, чтобы ученики всех школ имели возможность посещать их, к тому же бесплатно. Но ее, к сожалению, нет, потому что нет специального оборудования. Вот раньше подобные кружки были в каждой школе, - считает физик. - А сейчас у детей столько желаний, стремления, мыслей, но не всегда есть возможности.

Стоит отметить, что, несмотря на свой уже весьма немалый преподавательский опыт, Александр Григорьевич не отождествляет себя всецело только с учителем.

На ближайшее будущее у физика еще много планов, которые он намерен реализовать в Обнинске, правда, в большинстве своем они так или иначе ориентированы на молодое поколение.

Так, например, Ишов решил создать в городе экологическое движение, в рамках которого обнинские ученики смогут заниматься наукой вместе с известными деятелями, ездить на различные экскурсии, конференции и семинары.

Помимо этого, он намерен выступить с инициативой организации общегородских спортивных праздников.

- Например, ежегодно во всех школах Обнинска будет проводиться большой спортивный праздник. Мы же выходим все на 9 Мая отметить вместе этот знаменательный день. Сразу чувствуется единение народа, патриотизм. Почему бы не начинать прививать это детям в плане спорта? - рассуждает Ишов.

Стоит отметить, уходить из науки физик все-таки не намерен. Александр Григорьевич уверил, что обязательно преподнесет первому наукограду еще немало сюрпризов на этом поприще.

- Ну а профессию учителя оставите? - решила озадачить физика «Неделя».

- Нет. В школе я останусь, наверное, до конца своей жизни. Это же дети. А как бросить детей? С ними можно расстаться только тогда, когда они сами от тебя уйдут, - с улыбкой резюмировал педагог.

Кстати, среди бывших учеников Ишова немало тех, кто, расставшись с ним, сумел достойно продолжить путь «технаря». Это выпускники ИАТЭ, МГУ и даже «Оксфорда».

Дарья ГУМЕРОВА

Поделиться