Вы и мы
Без вины виноватая
Проблема
24.01.2019

Горожанка готова в одиночку бороться с системой.

 Уже несколько лет Кристина ПАНИНА (Имя изменено - Прим. авт.) живет в непрекращающемся кошмаре. Два года назад у женщины умер муж, и она осталась одна с дочкой-инвалидом. В конце 2018 года наметился «свет в конце туннеля»,  и череда бытовых, жилищных и наследственных вопросов должна была остаться позади. Однако Кристина Панина рано радовалась - перед новым годом свой «подарок» ей преподнесло обнинское отделение Пенсионного фонда России, попросив вернуть ни много ни мало - 50 тысяч рублей.

 

«СРОЧНО ЯВИТЕСЬ, ВЫ ДОЛЖНЫ НАМ»

- Мне позвонили из Пенсионного фонда и говорят: «Срочно явитесь, вы должны нам...», - вспоминает историю событий Кристина. - Сначала озвучили сумму в 20 тысяч рублей, потом другую, а потом уже дали бланк, где говорилось, что я должна оплатить 49 тысяч 500 рублей.

Эта непомерная цифра фактически стала приговором не только для Паниной, но и для ее дочери, ведь сегодня  их доход складывается из пенсии девочки и пособия матери за опекунство над собственным ребенком - формальности, которая понадобилась после смерти мужа, чтобы дочь вступила в наследство. 

Став в апреле 2017 года опекуном на возмездной основе, женщина в глазах чиновников сменила статус, превратившись из неработающей в работающую. Как оказалось потом, Пенсионный фонд продолжал выплачивать ей компенсацию, положенную неработающим родителям детей-инвалидов. По словам Кристины, она об этом даже не догадывалась, ведь все пособия шли на карту, а в суете смотреть, кто и сколько прислал, было некогда.  Оплошность сотрудники ведомства заметили лишь через два года и выставили счет.

- Смерть мужа, вся эта нервотрепка, да и вообще, я настолько законопослушный человек, что мне даже в голову не могла прийти мысль, что сотрудники госучреждения сделают меня виноватой. Получается, я должна быть и юристом, и бухгалтером,  сидеть целыми днями и считать: «А правильно ли мне начислили выплату?», - недоумевает горожанка.

 

БЕЗ БУМАЖКИ...

Получив «письмо счастья», Кристина пошла в ведомство, чтобы во всем разобраться. Однако там, по словам женщины, взяли на вооружение метод, что лучшая защита - это нападение, и сразу заявили, что об изменениях в своей жизни она чиновников не предупреждала, то есть фактически обманула их.

- Как так? Им два раза по моему вопросу информация приходила. Первый раз я лично документы отвозила, второй раз из мэрии письмо пришло, - объясняет Кристина.

К слову, в горадминистрации подтвердили, что необходимые документы в обнинское отделение Пенсионного фонда отправили еще в марте 2017. И то, что в ведомстве их получили, по словам женщины, косвенно доказывает тот факт, что с января 2018 выплаты прекратились. Но в Пенсионном фонде считают иначе.

- В декабре 2017 года поступили сведения о том, что указанное лицо находится в трудовых отношениях с управлением социальной защиты населения администрации города Обнинска. В связи с этим с 01.01.2018 были приостановлены выплаты до выяснения обстоятельств, - комментирует ситуацию начальник отделения Ирина КУЛИКОВА.

 

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН?

Казалось бы, чего проще, ведь все работающие граждане ежемесячно отчисляют налоги, в том числе и в Пенсионный фонд. Почему же  в ведомстве на протяжении девяти месяцев продолжали платить деньги человеку, если ему выплаты не положены? И почему в век компьютерных технологий система попросту не блокирует отчисления?

- С 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, - объясняет Ирина Владимировна.

Проще говоря, отчисления переходят на счет налоговой инспекции, в обязанности которой не входит ежесекундное информирование Пенсионного фонда о платежах. Поэтому  ситуации, когда никто вроде бы не виноват, а расплачиваться потом приходится обычным людям, - не редкость. По мнению известного адвоката, заместителя Председателя Общественного совета Калужской области Сергей БАБИЦЫНА, снять множество вопросов помогла бы единая база между федеральными структурами, но, к сожалению, пока об  этом можно лишь мечтать.

В свою очередь Кристина Панина иначе как маразматичной ситуацию, в которой она оказалась, и не называет и намерена бороться с федеральной структурой. Ведь не приходят же к покупателям через год из магазина и не просят вернуть товар, если продавец ошибся в цене? Почему, если вторым лицом в деле выступает Пенсионный фонд, все должно быть иначе?

Положение, в котором сегодня не по своей вине оказалась Кристина, сопоставимо с тем, что на предприятии вам выдали зарплату, а через пару лет попросили вернуть обратно кругленькую сумму, сказав, что якобы переплатили.

А представьте, например, что деньги выплатили ветерану, и года через два ему звонят и требуют отдать назад тысяч сто, мол, мы ошиблись, не положено вам денег было. Разве сердце старого человека такое выдержит?

Пенсионный фонд подал иск в суд, а женщина обратилась в прокуратуру, и  она надеется выиграть это дело. В федеральном ведомстве тоже уверены в своей правоте, ведь у них имеется расписка, что Панина в случае трудоустройства должна сообщить об этом в течение пяти дней, а вот документа о том, что она приходила, нет.

По существующей практике в судебных спорах с федеральной структурой проигравшим обычно оказывается человек. О том, что она не сможет доказать свою невиновность, Панина даже думать пока не хочет. Ведь в противном случае им с дочкой можно ложиться и ждать смерти, потому что купить еду будет попросту не на что. Единственное, чего не может понять женщина, за что федеральная структура, которая должна облегчать жизнь людей, втянула ее в эту ситуацию? И почему расплачиваться за несовершенство системы должна хрупкая женщина и ребенок-инвалид?

Евгения НИКИТИНА

Поделиться