Вы и мы
100 лет Галины Симоновой
Личность
28.08.2009

Обнинские школы всегда опережают правительственные начинания.

Российская школа, оставаясь консервативной в чем-то главном, тем не менее, каждый год начинает жить по-новому, лавируя среди очередных начинаний, нововведений и инноваций. «Что нового ожидает нас в учебном году 2009 - 2010?»

Директор обнинской школы №11 Галина СИМОНОВА в 2009-м году встретит 53-й сентябрь в качестве учителя.

- Мне в этом году 70 лет, а нашей школе в этом учебном году исполняется 30 - так что я отмечаю столетний юбилей, - шутит Галина Андреевна.

 

«ШКОЛЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕТХИМИ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ»

- Галина Андреевна, с каким чувством Вы встречаете очередное Первое сентября?

- Как всегда в ожидании чего-то нового. В этом учебном году вступает в силу президентский проект «Наши новые школы». Мы, правда, уже давно работаем в этих направлениях, но в этом году и Правительство рекомендовало обратить внимание на развитие творческих способностей детей и на более полное раскрытие потенциала учителей. Как сказано в обращении к учителям: «Школы не должны быть ветхими во всех отношениях». И речь идет не только материальной базе, но и работе с детьми, с преподавателями.

 

 БЕЗ ПРОБЛЕМ НЕ ПОЛУЧИТСЯ

 

Интерьеры оформляли ученики 2-го класса 

- Вы работаете в школе больше пятидесяти лет, изменились ли дети за это время?

- Конечно. Дети не могут не меняться, даже мы, взрослые люди, которые часто закостенели в своих взглядах, и то меняемся, что уж говорить про детей, которые родились в другой стране. Нынешние ребятишки более прагматичные, рациональные, но им по-прежнему нужна помощь взрослых людей, чтобы разобраться в себе и в том мире, в котором они живут.

-  В 1961 году, когда Вы только начинали работать в Обнинске, город был закрытым. В таких городах обычно с дисциплиной проблем не было, и все дети привыкали чуть ли не с детства ходить строем.  Наверное, учителям тогда было работать легче?

- Я бы не сказала. В те времена были свои проблемы, в частности с детьми из поселка «Обнинское». И не только потому, что ребята оттуда отличались по уровню подготовки и мировоззрению. В те времена на поселке было несколько баптистских сект, так что беспроблемно никогда не было и не будет.  

- Да, нелегко было работать классным руководителям, когда половина класса ученые, а часть - сектанты...

- Родители в те времена уделяли детям внимания меньше, но к школе относились лучше, с большим доверием. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов родители уделяли своим детям очень много внимания, практически, жили интересами школы. Но сейчас такое наблюдается значительно реже, родители заняты зарабатыванием денег и своими проблемами.

 

         ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ

 

 Забор гласности

- Как это отражается на детях?

- У многих школьников наблюдается явный дефицит общения и со взрослыми людьми, и со своими ровесниками. Особенно от этого страдают старшеклассники. Да, есть курсы, секции, репетиторы, компьютерные игры. Однако не хватает обычного человеческого общения, просто разговора по душам.

- И что же делать? Родители вряд ли смогут внять призывам педагогов и начать активно общаться со своим 15-летним чадом, если до этого не научились.

- Да, мы часто решаем с ребятами серьезные вопросы без родителей. Например, недавно пришел мальчик, который хотел уйти из школы, понадобился час, чтобы понять проблемы ребенка и помочь ему принять правильное решение.

- Наверное, директору чаще приходится не по душам беседовать, а ругать школьников?

- Даже в этих случаях, я  стараюсь, чтобы человек ушел из моего кабинета не озлобившись. Но при этом нужно, чтобы были понятны те претензии, которые мы предъявляем к поведению ученика.

 

АГРЕССИЯ ВМЕСТО ЮМОРА

- Детишки всегда любят шутить над учителями. За последние годы эти шутки как-то изменились? Или все как всегда: кнопка, доска, намазанная маслом и прочее...

- Да, эти шутки вспоминаются с умилением и улыбкой. Нынешние дети более агрессивны, бывает, что их выходки шутками-то назвать очень сложно.

- В чем причины агрессии?

- Заниматься воспитанием подрастающего поколения должны не только родители и учителя. Это дело всего общества, в том числе средств массовой информации. А что мы видим по телевизору? Я говорю не только о лавинах криминала, которые льются с экранов. Даже в мелодрамах показывают такие отношения меду близкими людьми, по сравнению с которыми удар в спину выглядит менее страшно. Весь этот негатив в человеческих отношениях отражается и на взрослых, и на детях.

 

АВАНГАРДНЫЙ КРЕАТИВ

-Что делается в вашей школе для того, чтобы снять эту агрессию?

- Стараемся предоставить ребятам возможность реализовать себя в творчестве, найти себя и свое призвание в чем-то созидательном. Без малого двадцать лет мы сотрудничаем с «Эврикой», где наши ученики постигают азы дизайна, живописи, занимаются в театре, который, кстати, стал лауреатом многих конкурсов. В начальных классах известный обнинский педагог-хореограф Ираида РАЧКОВСКАЯ ведет ритмику.

- Галина Андреевна, одиннадцатая школа с давних времен славилась своими необыкновенно креативными интерьерами. Вместо скучных портретов здесь есть картины, красивые панно, рисунки и работы школьников...

- К сожалению, архитектура образовательных учреждений пока оставляет желать лучшего. Но мы всегда старались, чтобы в школе детям было комфортно и уютно и нам это удалось. А наши нынешние учителя дизайна такие, как Светлана ТИХОНЕНКО, в свое время еще ученицами принимали участие в оформлении стен, которые расписывал наш известный педагог и дизайнер Андрей РОМАНОВ.

- А кто стал автором интерьеров помещения для школьного театра «Норка»?

- Сами ребята решили выкрасить стены в черный цвет, батареи в фиолетовый, стулья в оранжевый. Мы в творческий процесс не вмешивались.

 

«ПРОТИВ ЕГЭ ВЫСТУПАЮТ ДИЛЕТАНТЫ»

 

 Креативным интерьерам почти двадцать лет

- Галина Андреевна, а как Вы относитесь к ЕГЭ? Страну потрясают слухи о том, что учителя выступают категорически против подобной проверки знаний. Кое-кто даже пишет воззвания с призывом выступить против ЕГЭ.

- Мне кажется, что пишут эти воззвания не учителя, а дилетанты. Недавно мне попала в руки подобная листовка обнинского отделение КПРФ, там написано, что в каком-то городе против ЕГЭ выступили 7 человек. Это просто несерьезно. Конечно, проблемы есть, но их нужно решать.

- Естественно, мы же не отказываемся от автомобилей только потому, что кто-то нарушает правила движения! Как Вы думаете, ЕГЭ помогает учителю или мешает?

- Я вижу положительные результаты введения ЕГЭ. Калужская область уже 7 лет участвует в эксперименте, и наши учителя овладели методикой подготовки. Двоек по обязательным предметам, алгебре и русскому языку, у наших выпускников нет, требуемый минимум знаний освоили все.  

- В школе всегда существовала проблема объективной оценки качества знаний, даваемых учителем. Пятерка в сельской школе и в городской - это разные отметки...

- Сегодня в обнинских школах проводится контроль на всех этапах обучения: после четвертого класса - муниципальная контрольная, после 9 -го - государственная итоговая аттестация и после 11-го - ЕГЭ. В нашей школе результаты выше среднегородских, за ЕГЭ наши ученики получили только одну двойку - по обществознанию.

 

НОВАЯ ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ

- В последний год была введена новая система оплаты учительского труда. В былые времена все зависело от стажа и количества часов. Сегодня на зарплату влияет столько факторов, что вряд ли учитель может предсказать, сколько он получит в следующем месяце.

- Согласно новой системе оплаты труда, мы имеем возможность поощрять внеурочный труд учителя. Премиальный фонд составляет более 60 тысяч рублей. И это уже дает свои результаты. Активизировалась работа преподавателей. Учителя готовят ребят для участия в научных конференциях, проводят конкурсы, готовят открытые уроки - все это требует времени, и, конечно, хорошо, что есть возможность поощрить учителей материально.

- Кто принимает участие в распределении премиального фонда?

- Комиссия, в состав которой входят руководители школьных методических объединений, завучи, профорги и представители родительского комитета.

 

ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ДИНАСТИИ

- Галина Андреевна, часто дети учителей, насмотревшись на тяжелый труд своих родителей, категорически не хотят связывать свою судьбу с педагогикой. А как с этим в Вашей семье?

- Две мои дочери работают в школе. Скоро придет в школу и внучка. Сейчас она учится на третьем курсе Московского педагогического университета имени Ленина, на факультете математики и информатики. Так что я своей профессией увлекла и детей. Школа для меня даже не второй, а первый дом.

Накануне нового учебного года хочется поздравить всех учителей города и пожелать профессионального роста и удовлетворения от своей работы!

Беседовала

Анна ХРЕКОВА

Поделиться