Вы и мы
В сетевых магазинах нарушают права потребителей
Потребитель
22.06.2023

Очередная скандальная ситуация в сетевом магазине заставила обсудить нарушения правил торговли и поведение продавцов, а также охранников. На днях неприятная история произошла в супермаркете «Лента», который находится на вокзале Малоярославца.

 

НЕ ТОЛЬКО ХАМСТВО, НО И НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ

Про этот магазин мы уже писали в 2020 году. Тогда кассир при всех обозвала покупательницу воровкой за то, что та, видите ли, посмела пройти в торговый зал с пакетами, где лежали продукты, приобретенные в других магазинах. Были разбирательства, и супермаркет принес девушке свои официальные извинения. Правда, хамку-кассира так и не уволили. И вот результат такого бездействия – на этот магазин опять поступила жалоба.

В этот раз кассиры дружно – вместе с охранником – орали на молодого человека, который на кассе не смог вспомнить название хлебобулочного изделия. К слову, почему-то этот продукт лежал на прилавке без этикетки, на которой по правилам торговли должно быть указано не только название, но и дата выпуска, а также срок годности.

– Ничего этого не было, выпечка была просто завернута в целлофан, что уже является нарушением. (Хлебобулочные изделия могут реализовываться без упаковки производителя, но информация должна быть доведена до потребителя – ценник, информационный лист). Так я в итоге еще и оказался виноват, потому что не вспомнил, как эта выпечка называется. Раздраженные продавцы упрекнули меня в том, что я задерживаю очередь. А когда я пытался пояснить им, что это не моя вина, на меня накинулись все сотрудники, – рассказал нашим журналистам клиент.

Обиженный покупатель обратился с жалобой в головной офис «Ленты», и его сотрудники принесли парню свои извинения за хамство коллег. Опять слова и никаких дальнейших действий. Нам кажется, что этот магазин давно должны посетить с проверкой специалисты «Роспотребнадзора». Извинения извинениями, но ведь и порядок там навести пора. Причем жалобы на эту «Ленту» поступают регулярно.

И все-таки наши журналисты решили выяснить, прав ли был покупатель, когда выражал недовольство тем, что на хлебобулочном изделии не было никакой информации о товаре. А также они поинтересовались у начальника Управления потребительского рынка, транспорта и связи обнинской городской администрации Анны Ерёминой, часто ли подобные инциденты случаются в Обнинске.

 

КЛИЕНТ ОКАЗАЛСЯ ПРАВ

Как пояснила Анна Валерьевна, согласно действующему законодательству хлебобулочные изделия из пшеничной хлебопекарной муки вырабатывают упакованными или без потребительской упаковки. Если такой товар не упакован, то информацию для покупателя представляют в информационном листке с указанием, в том числе, наименования продукта, его состава, даты изготовления, даты упаковывания и срока годности.

– Данную информацию продавец обязан довести до потребителя, – отметила Анна Ерёмина.

А мы напомним, что как раз это и не было сделано в супермаркете «Лента» в Малоярославце.

Кроме того, как сообщила Анна Валерьевна, потребитель имеет право на информацию о продавце (исполнителе), а также полную и достоверную информацию о товаре. Имеются в виду сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а если речь идёт о продуктах питания, то это сведения о составе (в том числе, наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента). Покупатель имеет право знать и о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания. Клиенту должны быть доступны и сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Причём все эти сведения предоставляется потребителю в письменном виде на русском языке.

– Что касается вопроса обслуживания и знания ассортимента продукции, то, конечно, квалифицированный продавец должен знать ассортимент реализуемого товара и информацию о нем и донести ее до покупателя с целью осуществления им правильного выбора, – пояснила Анна Ерёмина.

С ее слов, на тот случай, если продукт продается без производственной упаковки и тем самым без штрих-кода, на кассовом узле как правило имеется информация о товаре (артикул или наименование товара) в зависимости от применяемого кассового оборудования. Есть сомнения — кассир должен самостоятельно найти информацию о товаре. В любом случае такая ситуация решается мирным путем.

Так что покупатель «Ленты» оказался прав не только потому, что он клиент. А потому что законы он знает лучше, чем сотрудники этого супермаркета.

 

С КАКИМИ ЖАЛОБАМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ОБРАЩАЮТСЯ ПОКУПАТЕЛИ ОБНИНСКИХ ПРОДУКТОВЫХ МАГАЗИНОВ?

В обнинскую городскую администрацию тоже периодически поступают жалобы от жителей на магазины федеральных сетей. Чаще всего горожане недовольны качеством товаров и тем, что ценник на некоторые товары не совпадает с ценой, озвученной на кассе. Происходит такое потому, что решения об изменениях стоимости товаров принимаются в головных офисах и по электронной почте направляются в магазины, но там не всегда успевают заменить ценники.

За истекший период 2023 года в Управление потребительского рынка, транспорта и связи поступили обращения от жителей города, в основном связанные с покупкой некачественного товара (как правило это технически сложные товары и мебель) и возврата денежных средств за них.

На втором месте по количеству стоят обращения, связанные с возвратом денежных средств за качественные товары, не подошедшие по размеру или фасону. На третьем – обращения, связанные с плохим обслуживанием, но они поступают крайне редко.

Помимо этого, в Управление поступают обращения иного характера – по поводу двойного списания денежных средств за покупку, по поводу несоответствия ценников и нарушения сроков доставки по договору купли-продажи.

Так, недавно в Управление обратились два покупателя с жалобами: один – на отсутствие контрольных весов, другой – на некачественные яйца. Весы в том магазине были сразу же установлены, а вот с продуктами оказалось не все так просто. Вместо 10 купленных яиц клиент принес назад в магазин только два, заявив, что остальные оказались тухлыми. Покупателю были даны разъяснения, как в подобных случаях нужно действовать.

Следует отметить, что ни одно из обращений в Обнинске без внимания не остается. По каждому проводится индивидуальная работа. Если речь идет о несоответствии цен, то, как правило, вопрос решается с руководством магазина, и разница в цене возвращается покупателю.

В отдельных случаях, такие обращения направляются в орган, осуществляющий контроль в сфере торговли – Роспотребнадзор по Калужской области.

 

ТОП-3 ЖАЛОБ ОБНИНСКИХ ПОКУПАТЕЛЕЙ:

Чаще всего жители Обнинска недовольны качеством товаров и тем, что ценник на товаре не совпадает с ценой, озвученной на кассе.

На втором месте по количеству стоят обращения, связанные с возвратом денежных средств за качественные товары, не подошедшие по размеру или фасону.

На третьем – по поводу плохого обслуживания.

Инна Емелина

Поделиться