Вы и мы
Юрий Зельников: «Оценивая проблемы людей, я сразу пытаюсь найти выход»
Персона
28.09.2023

Институт уполномоченного по правам человека в Калужской области отметил 20-летие.

- Я люблю людей, и они мне не в тягость, - говорит омбудсмен Юрий Зельников.

Рабочий стол в его кабинете завален бумагами, тумбочка - книгами и справочниками, телефон звонит практически не переставая.

- В год у нас около 2500 - 3500 обращений, из них собственно жалоб - 70 %. Но не все жалобы бывают обоснованы. А порой людям нужен просто юридический совет.  У нас стабильно, уже лет 15, лидируют жалобы в отношении жилья и приватизации. Их до 25% от общего количества. Сейчас стало много миграционных жалоб, а также обращений в связи с присоединением новых территорий. Следом идут вопросы ЖКХ, социального обеспечения   - льготы и так далее, - отмечает уполномоченный по правам человека в Калужской области.

Именно Юрий Зельников создавал с нуля аппарат и все эти годы им руководит.

 

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

- Я стал уполномоченным не вдруг, до этого я четырежды избирался депутатом - дважды депутатом Городского Совета Калуги и дважды депутатом областного Заксобрания. Ко мне постоянно шли посетители. Несколько человек стабильно сидели в коридоре возле моего кабинета. Один из руководителей посетовал: «Зельников, ну ты как-то определись. Тут Белый дом. А твои бабушки не совсем уместны». Я понимал, что физически, будучи просто депутатом, справиться с наплывом людей, их просьбами, чаяниями невозможно. В этот момент был принят закон Калужской области об уполномоченном по правам человека. И ко мне то один знакомый подходит, то другой: «Юрий Иванович, ты-то будешь баллотироваться?» Я как-то этого поначалу и не планировал. Но потом подумал, а почему бы и нет. Этот пост дал мне больше гораздо больше возможностей. В наличии - постоянный аппарат высококвалифицированных юристов, которые помогают мне в работе с жалобами и обращениями граждан. В результате получается более продуктивно отрабатывать заявления, - говорит Юрий Иванович.

 

ОТСТАИВАТЬ ПРАВА

За время работы уполномоченному удалось подготовить около 120 законодательных инициатив, как на муниципальном, так на региональном и на федеральном уровнях.

-  Порой даже одна жалоба приводит к мысли о необходимости изменения законодательства, чтобы каждый раз не наступать на те же грабли. Самый тяжёлый, самый важный вопрос для многих людей - приобретение жилья. Люди годами практически бесперспективно стоят в очереди. Но есть ряд категорий граждан, которые обязаны получить жильё вне очереди. Когда мы пытались доказать в суде, что вне очереди - это без очереди, немедленно, то получали в районном и областном суде отказы. Нам объясняли, что, отдав предпочтение сотому в очереди, нарушатся права тех 99 человек, которые стоят перед ним. Тогда мы обратились в Верховный Суд РФ. И выиграли 4 дела. После этого Верховный Суд особо подчеркнул, что для таких людей не должно существовать никой очереди. Было принято особое разъяснение для судов. Теперь суды автоматом выносят аналогичные судебные решения. Многие десятки, если не сотни дел, мы выиграли по предоставлению жилья. После этого остаётся только понуждать ответчика на исполнение судебного решения (фактическое выделение жилья). Это тоже непросто. Мы работаем со службой судебных приставов, с прокуратурой. И где-то в течение года жильё выделяется.

Ещё один острый вопрос - получения пособий. В частности, они не выдавались в Обнинске в связи с тем, например, что у гражданина не было регистрации по месту жительства, но фактически он проживал в наукограде. А в муниципальной правовой базе таких оснований нет. Поэтому, выражаясь юридическим языком, мы понудили муниципалитет Обнинска, Жуковского района и ряда других привести муниципальные нормы права в соответствующий вид.

На этой неделе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова побывала в Калуге. Она высоко оценила деятельность аппарата Уполномоченного по правам человека в Калужской области и Юрия Зельникова.

 

ЗНАНИЕ ЗАКОНОВ

-  Мы в своей работе пытаемся сделать всё, чтобы помочь человеку, даже когда это вроде бы невозможно. Как-то к нам обратилась беременная 20-летняя женщина. Как лицу из числа детей-сирот ей была положена квартира. Когда мы пошли в суд, наш юрист говорит судье: «Прошу предоставить ей двухкомнатную квартиру в соответствии с нормой права». Судья удивляется: «Я не ослышался? Двухкомнатную?» - «Да!» - «Но ей положена однокомнатная.» - «Но она на седьмом месяце беременности». И предоставляем суду справку. Судья говорит: «В законодательстве говорится о предоставлении жилья, но там ничего не говорится про беременных.» - «Ну, почему же не говорится?» И мы достаём циркуляр ОГПУ и Наркомздрава от 1927-го года (!), в которым прописано, что беременным женщинам предоставляется жильё с учётом их положения. И этот циркуляр действующий. Его каким-то образом не отменили. А мы его нашли и применили. И судья был вынужден предоставить двухкомнатную квартиру. А через несколько лет этот циркуляр всё же отменили.  

 

ЧЕМ МОГУ ПОМОЧЬ?

«Это, в общем-то, творческая работа. Когда действует сила авторитета, а не авторитет силы»

- Оценивая проблемы людей, я сразу пытаюсь найти выход. Частый вопрос, который задаю, выслушав заявителя: «Что именно вы от меня хотите? Чем я могу помочь?»  И тогда человек говорит: мне нужно бесплатное лекарство, или пройти медико-социальную экспертизу, так как я не согласен с тем, какую степень инвалидности мне установили и т.д. Тогда я расписываю алгоритм действия - то, что он может сделать самостоятельно, а если не может, мы подключаемся - направляем письма с обоснованием правоты заявителя в различные инстанции со ссылкой на нормы права. Бывают совершенно забавные случаи, когда я спрашиваю, откуда заявитель обо мне узнал: «Да я был в муниципалитете, и мне посоветовали сходить к Зельникову.» Ладно муниципалитет, но, когда советуют прийти к уполномоченному из жилинспекции, из прокуратуры, ещё каких-то серьезных структур, понимаешь, что чиновники в силу определенных причин не могут этот вопрос решить, а мы можем.

Это, в общем-то, творческая работа. Когда действует сила авторитета, а не авторитет силы.  У уполномоченного в отличие от других структур нет властных полномочий. Мы не являемся органом власти. Мы действуем на уровне убеждения со ссылкой на нормы права. Варианта два - противоположная сторона соглашается: «Да, Юрий Иванович, согласны, сделаем!» Или заявляет: «Мы не можем этого сделать!» И тогда мы включаем более сильнодействующие инструменты - обращения в прокуратуру или в суд.  И решаем эти вопросы.

 

ПОМОЩЬ ПРИДЁТ

Ещё один значительный результат работы - удалось создать Калужский областной реабилитационный центр по оказанию помощи лицам без определённого места жительства.

 - Я подсмотрел эту идею у своего коллеги в Саратове. И предложил нашему региональному руководству. Мы сейчас видим, что в Калуге нет на каждом углу бездомных, как это было ещё каких-то лет 15 назад. В этом Центре люди не просто ночуют, им исправляют документы, предлагают работу, оформляют пенсию, инвалидность, устраивают в дома для престарелых и инвалидов.

- Возможность помогать людям очень важна. Когда кто-то через много лет вспоминает, или в соцсетях пишет благодарственное письмо, или человек, отсидевший в колонии, приходит ко мне, благодарит или говорит, что ему вновь нужна наша помощь, понимаешь, что мы работаем не зря.

Елена Французова

Поделиться