Вы и мы
Если сломался лифт: кошелёк или качество?
Перспективы
12.10.2023

За время работы программы капитального ремонта многоквартирных домов в регионе было заменено более одной тысячи лифтов. В том числе очень активно эта работа проводилась в Обнинске, где заменили порядка 450 лифтов. Однако любые механизмы имеют свойство ломаться, и это вполне логично. Даже если лифт относительно новый, его все равно время от времени необходимо ремонтировать. Без соответствующего обслуживания даже самое качественное оборудование долго не протянет.

 

УК ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКА

Жалобы на работу лифтов от жителей Обнинска поступают и в нашу редакцию. Но вот что примечательно – оказывается, за лифты горожане платят вовсе не ООО «РусЛифт-Обнинск», что было логично, а своим управляющим компаниям. Мы попытались разобраться в этой ситуации.

Как пояснил нам директор муниципальной управляющей компании города МП «УЖКХ» Сергей Волотовский, оплата за техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов входит в общий тариф по содержанию жилья. Отдельной строкой это не выделяется, но в расшифровке стоимость технического обслуживания указана: в среднем это два с половиной – три рубля с квадратного метра жилья.

– При поломке лифта жители сообщают либо нам, в диспетчерскую службу, либо на прямую линию в ООО «РусЛифт-Обнинск». В каждом лифте есть объявление с телефонами, по которым необходимо звонить при неполадках, – сообщил Сергей Волотовский.

Между управляющими компаниями и предприятием «РусЛифт-Обнинск» составлены договоры на техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов. Все поступившие в УК заявки передаются в «РусЛифт-Обнинск», после чего специалисты этого предприятия производят все необходимые работы. И только после этого «РусЛифт-Обнинск» выставляет «управляшкам» счет, предоставив акт выполненных работ и справку о простоях.

В справке указано, по какому адресу и какое количество дней лифт простаивал. На основании этого документа жильцам производится перерасчет оплаты за пользование лифтом. Соответственно уменьшается и начисление по содержанию подъезда. Сумма, как пояснил Сергей Васильевич, делится на площадь жилых помещений подъезда. Но это уже работа бухгалтерии, поэтому вдаваться в тонкости расчетов мы не будем.

 

ЧЕМ ДЕШЕВЛЕ, ТЕМ ХУЖЕ КАЧЕСТВО

Интересно другое. Как нам удалось выяснить, само предприятие «РусЛифт –Обнинск» не имеет возможности заключать с гражданами прямые договоры. Управляющие компании в этой цепочке являются посредниками, а значит, могут диктовать свои правила.

Допустим, в конкретном доме сломался лифт, а у жильцов имеются долги за ремонт и содержание жилья. При этом оставить дом без лифта никак нельзя, и специалисты «РусЛифт – Обнинск» вынуждены ремонтировать его за свой счет, то есть в долг. А потом им приходится месяц или два ждать оплату за давно сделанную работу. Почему-то принцип расщепления платежей на обслуживание лифтов у нас не распространяется. А между тем, даже за домофон жители платят отдельно и те, кто отказывается это делать, лишается возможности пользоваться домофоном в полном объеме.

В случае с лифтами этот принцип у нас, конечно, не сработает – по техническим причинам. Хотя в столице уже имеются суперсовременные лифты, открывающиеся с помощью индивидуального ключа. В наукограде таких пока нет. Но, тем не менее, невозможность взаимодействовать с жителями напрямую, создает компании «РусЛифт-Обнинск» определенные проблемы. По этой же причине с 2009 года тарифы на техническое обслуживание лифтов не регламентируются.

– До 2009 года тариф был регулируемый, мы могли это видеть по старым квитанция на оплату. Сейчас ситуация на данном рынке складывается таким образом, что любой собственник лифтов желает платить за обслуживание своего оборудования как можно меньше, не вникая в то, что же реально нужно для качественного своевременного обслуживания, между прочим, отвечающего требованиям безопасности жизнедеятельности, – рассказал исполняющий обязанности генерального директор ООО «РусЛифт-Обнинск» Константин Бузов.

Он провел аналогию с обслуживанием автомобиля. Чем выше качество, тем выше и стоимость. И все понимают, что дешево – значит, некачественно. А если автомобиль вовсе не обслуживать, то через какое-то время он попросту перестанет ездить. С лифтами ситуация такая же.

 

НЕРАДИВЫЕ КОМПАНИИ ПОЛЬЗУЮТСЯ МЕНТАЛИТЕТОМ ГРАЖДАН

– Есть компании, которые берутся обслуживать лифт за 3 тысячи рублей в месяц, при этом понимая, что реальная стоимость таких работ выше. И как следствие – простои лифтов при выполнении работ по обслуживанию в таких домах бывают от месяца и более. Например, так было с лифтом на Маркса 104. В это же время «РусЛифт-Обнинск» допускает длительные простои только лишь при выполнении работ капительного характера, которые чаще всего лежат на плечах собственников лифтового оборудования. Это дорогостоящие ремонты вышедшего из строя оборудования, – пояснил Константин Бузов.

К сожалению, многие управляющие компании предпочитают экономить на техническом обслуживании лифтов. А неблагонадежные предприятия, осуществляющие их ремонт, этим пользуются и заключают договоры с управляющими компаниями по заниженной стоимости, не обслуживая оборудование должным образом, потому как комплексное регламентное техническое обслуживание не может стоить таких денег. В результате опять же страдает качество работы лифтов. Даже тех, которые установили совсем недавно.

Не стоит забывать, что услуги квалифицированных специалистов не могут быть дешевыми. Ведь в связи с возросшей сложностью лифтового оборудования повышаются и требования к квалификации механиков, наладчиков, инженеров – соответственно, стоимость обслуживания непростой техники и электроники неизбежно вырастает.

 

ПОЧЕМУ ЛИФТЫ ЛОМАЮТСЯ?

Следует отметить, что если раньше лифты были менее технологичными (релейными) – иными словами, более простыми, то сейчас с появлением электронных технологий лифтовое оборудование стало более чувствительно к любым внешним воздействиям, таким как перепады напряжения, несоблюдение правил пользования лифтами, принудительные задержки и прочее. В лифтах появились такие части, как микропроцессоры, преобразователи частоты, фотоэлементы... Все эти элементы позволяют обеспечить более комфортную поездку, но в то же время повышают влияние внешних факторов на выход из строя оборудования.

Часто жители жалуются на некомфортный проезд. Так, в августе текущего года около 600 заявок от жителей Обнинска по поводу работы лифтов поступило из-за гроз. Лифты останавливались, потому что в домах нет заземления, из-за перепадов напряжения сгорали платы.

 Инна Емелина

Поделиться