Вы и мы
Проблемы «верхнего» образования
ВУЗы
21.05.2010

Весна. Для выпускников и их родителей близятся тревожные времена: экзамены, поступление в ВУЗы. Большинство школьников уже давно определились с тем, чего они хотят, куда они будут поступать и как видят свое в идеале свое ближайшее будущее.

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

В Обнинске традиционно высок процент тех, кто не останавливается на среднем образовании и продолжает свое обучение. Правда, качество обучения временами оставляет желать лучшего, но диплом есть диплом и его значение при устройстве на работу достаточно велико. В процессе, правда, выясняется, что кое-кто из магистров и специалистов совершенно серьезно заявляет, что у него два «верхних» образования.

Заработать в наше время «верхнее» образование - несложно, достаточно прилежно платить и посещать лекции. В некоторых вузах сдача зачетов, экзаменов, курсовых и дипломов зачастую превращается в скачивание текстов из Интернета. Главное, делать это вовремя, подходить к процессу творчески, и никаких проблем с получением документа, свидетельствующего о получении высшего образования, не возникнет.

Впрочем, работодатель тоже кое-что соображает и все чаще смотрит не только на диплом, но и название вуза, выпустившего специалиста. Что же дает образование человеку, кроме документа о высшем образовании? Что такое качественное образование и какую роль оно играет в жизни современного человека? - Эти вопросы мы задали участникам Обнинского инновационного Форума.

АЛЕКСАНДР ГОРДОН:

«УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК СЛЕГКА АСОЦИАЛЕН!»

19_gordon_260 Обнинск считает известного телеведущего и публициста Александра Гордона своим, поскольку родился он здесь, а увезли его отсюда только в три года. По крайней мере, так говорит сам Гордон. А вот от наших горожан приходилось слышать, что они учились с известным публицистом в одной школе. Факт посещения школы в младенческом возрасте Александр не подтвердил.

- Александр, какое у Вас образование? - интересуемся мы в преддверии Обнинского Форума.

- Никакого, - вздыхает Гордон. - Если не считать театральный институт имени Щукина.

«Щука», конечно, институт хороший, но, как совершенно верно заметил Гордон, собравшиеся обсуждать инновации делегаты, все больше физики, экономисты или на худой конец менеджеры, естественно, творческий институт всерьез не воспринимали, и тем не менее, именно Гордона пригласили вести Форум. Телеведущий согласился, потому как предполагал наличие какой-то дискуссии. Оказалось, что его роль сводилась к роли конферансье, объявляющего следующего докладчика.

Чтобы не разочаровывать Гордона, мы решили организовать свою мини-дискуссию о современном образовании и его роли в жизни человека.

- Правда ли, что человек живет так, как у него мозги устроены?

- Я думаю, если человек живет в свинарнике, то рано или поздно он захрюкает и никакие мозги тут не помогут.

- Вам нравится Обнинск?

- Да. Здесь тихо, зелено, умно!

- Что такое инновации?

- Для этого мы здесь и собрались, чтобы понять, что это такое, - наивно предполагал Гордон до начала Форума.

Нынешнее высшее образование, считает Александр Гариевич завершило переход от системного к утилитарному. И, к сожалению, лучше человека не делают.

- Системное образование не только дает фундаментальные знания, но еще позволяет отвечать на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Многие студенты озадачены не этим вопросом, а другим: где и как больше заработать.

- Их можно понять, общество долго объясняло, что тот, у кого мало денег, несостоятелен. Человек не может игнорировать общество, если, конечно, он не асоциал...

- Умный человек сам разберется и не пойдет на поводу у общественного мнения. А глупые - пусть идут деньги зарабатывают. Умный человек должен быть слегка асоциальным.

Но на обнинском Форуме «асоциальность» как состояние ума демонстрировали единицы, подавляющее большинство размышляло вслух на вечную тему, как бы заработать побольше денег.

 

19_obrazovanie_1_216

УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ

Александр АВДЕЕВ, и.о. Главы Администрации, выпускник Калужского отделения Бауманского университета:

- В жизни любого человека это процесс непрерывный. Образование - это перманентный процесс. Человек должен учиться всю жизнь!

19_obrazovanie_2_216

ПРОБЛЕМА - ЗАДАЧА - РЕШЕНИЕ

Владимир САВИН, Председатель Горсобрания, выпускник МИФИ, специальность - инженер системотехник:

- Знания, полученные в институте, необходимы в моей сегодняшней работе. Нас сразу готовили на руководящие должности. Это проявлялось и в подборе дисциплин: теория управления, менеджмент. Главное, что дает системное образование - это умение сформулировать задачу и найти возможности ее решения. Уровень нынешнего образования упал, но лучшие вузы страны, по-прежнему, остаются на высоте.

19_obrazovanie_3_216

ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ХОРОШИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Юрий ВАСИЛЬЕВ, директор Департамента по работе с резидентами филиала ОАО "Особые экономические зоны", выпускник Высшей Школы Экономики, закончил в 2000 году:

- Главное - нас научили учиться. Наш вуз демонстрирует высокое качество образования. И то, что образование стало платным, мне кажется, пошло ему только на пользу: у нас читали лекции лучшие специалисты. Сколько им при этом платили, можно только догадываться. Обучение повернулось лицом к заказчику.
19_obrazovanie_4_216

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ПРИОРЕТЕТЫ

Анна КРАСИКОВА, начальник отдела управления потребительского рынка Администрации Обнинска, выпускница Ленинградского института советской торговли:

- Хорошее образование дает широкий кругозор, умение видеть многое и выделять приоритеты. Сегодняшнее образование разное. МГУ по-прежнему держит марку. У меня дочь заканчивала юридический, и я видела, как она занималась. Готовить шпаргалки даже не пыталась, потому что это бессмысленно, преподаватели требуют глубокого понимания предмета - здесь шпаргалки не помогут.

19_obrazovanie_5_216

УЧИТЬСЯ СТАЛО СЛОЖНЕЕ

Оксана КУЗЬМИНА, преподаватель инновационного менеджмента:

- Образование дает человеку возможность анализировать ситуацию. Сейчас учиться стало сложнее. Студенты переведены на рейтинговую систему оценок. Таким образом, они должны набирать баллы в течение всего семестра. И преподавателям тоже стало работать сложнее.

19_obrazovanie_6_216

НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ И ИДТИ ВПЕРЕД

Владислав ШАПША, управляющий делами главы Администрации города Обнинска:

- У меня два образования: в ИАТЭ я получил специальность системотехника, а потом закончил ГУУ с красным дипломом. Образование нужно, чтобы не останавливаться и постоянно идти вперед.

19_obrazovanie_7_216

ДЕПУТАТ АЛЛА КОСИНСКАЯ: «ОБРАЗОВАНИЕ ДАЛО МНЕ ВСЕ!»

- По специальности я учитель истории. Родной Калужский педагогический дал мне все: любимую работу, друзей, мужа. Конечно, сейчас другое образование, но и люди стали жить иначе. Мы живем в другом мире. Есть возможность выехать за границу, изучать язык, осваивать компьютер.

19_obrazovanie_8_216

МЕРКАНТИЛЬНЫЕ СТУДЕНТЫ

Давид ГОНЮХ, главный конструктор, начальник отдела МПО «ТАЙФУН»:

- Я получил хорошее зарубежное образование, украинское, Харьковский институт радиоэлектроники, по специальности радиотехник. Этот институт давал очень хорошее образование. Переход на частичное платное образование не лучшим образом сказался на качестве подготовки выпускников, вузы вынуждены выпускать «сырых» специалистов.

Раньше институты давали базовые знания, студенты были вовлечены в творческий процесс, работая на кафедрах и семинарах. Сейчас это происходит в значительно меньшей степени, подход более меркантилен. Некоторые студенты считают: «Раз я оплатил обучение, диплом мне дадут»...

 

 

Поделиться