Вы и мы
Учителя Обнинска: «Сколько можно над нами издеваться!»
1 сентября
26.08.2011

Здания некоторых обнинских школ уже настолько обветшали, что косметическим ремонтом дело уже не обходится. Но на ремонт учебных заведений города было выделено из городской казны всего 19 миллионов рублей.  

Что можно сделать на эти деньги? Особенно если учесть, что большинство школ получило около 600 тысяч, а чуть больше досталось только самым убогим.

 

«ЗАБОТА» ГОСУДАРСТВА:

ПРОВЕРЯЮТ ВСЕ РАНЬШЕ, А ДЕНЕГ ВЫДЕЛЯЮТ ВСЕ МЕНЬШЕ

Но федеральные власти тоже позаботились о школьниках, выпустив новые правила. Если раньше проверка готовности школ проходила в конце августа, то теперь все должны отчитаться с 18 по 25 июля (!).  

Вероятно, те, кто придумал эти нормы, не в курсе того, что весь июнь работают пришкольные лагеря и начинать работы по ремонту в это время практически невозможно. Впрочем, на 600 тысяч особо не разгуляешься и как бы не запрещали сборы денег с родителей на ремонт, только совсем наивные люди могут считать, что за бюджетные гроши можно привести в порядок громадное здание.

Впрочем, нашим учителям не привыкать исполнять самые экзотические законы. И во время первой проверки почти все школы были признаны готовыми к 1 сентября. Предписание было вынесено только двум обнинским школам: № 6 и ФТШ.

 

СОСУЛЬКИ В СПОРТЗАЛЕ

Ремонтные работы в этих двух школах не могли ограничиться косметическим ремонтом: в школе № 6 пришла в негодность кровля. В результате, над спортивным залом зимой висели сосульки. Крыша над этим помещением оказалась нетипичной, а отсутствие чердака усугубило положение. В кабинете химии не работала вентиляция. Естественно, сотрудники Регионального Управления № 8, в простонародье «СЭС», не могли принять здание в таком состоянии.

Не менее плачевно и состояние ФТШ, поскольку блочное строение уже перешагнуло сорокалетний рубеж, и весьма сомнительно, что привести его в более или менее приличный вид можно за скудные 1 миллион 200 тысяч рублей. Да еще в рекордно сжатые сроки.

 Ремонта требуют потолки, канализация, спортзал, раздевалки, система отопления крыша и частично полы. Все лето шли работы. Успеют ли строители и учителя завершить ремонт в срок - пока неизвестно. Пока депутаты, посетившие школу, считают, что идет просто замазывание дыр.  

Но в любом случае, на следующий год сотрудники управления образования надеются получить из городского бюджета хотя бы 3 миллиона для нормального ремонта. (Для сравнения: на ремонт гимназии ушло 19 миллионов рублей, а между тем здание школы № 2 кирпичное, а не блочное, и, следовательно, изначально запас прочности у него куда больше).

 

ШКОЛЫ БЕРУТ ЛИНОЛЕУМ В ДОЛГ

Но это будет в следующем году, а пока денег катастрофически не хватает. Например, линолеум для ремонта школы № 6 взяли в долг у фирмы, пообещав обязательно расплатиться. Родители в 3 классах решили сами поучаствовать в работах по укладке линолеума.

На последнем заседании комитета по социальной политике Горсобрания некоторые депутаты попытались быстренько найти виновных и обвинить директоров в плачевном состоянии школ. Хотя если вина руководителей и есть, то только в том, что не все они заставляли родителей скидываться на ремонт. Сообщения же из ряда школ напоминают сводки с поля боя:

- Родители школы №11 жалуются на то, что их заставляют сдавать деньги на окна, доски, мебель, - сообщают депутаты. - 1 тысяча на окна, 1 тысяча - на доску, 1 тысяча - на мебель.

Про цены на учебники и прочие радости школьной жизни пока помолчим.

- Окна в школах рассыхаются, - жалуются родители детей из 11 школы.

- Они везде рассыхаются, - уже без боевого задора отвечают депутаты.

 

ОТКРЫТО ЖАЛОВАТЬСЯ РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ

- Жалоб от родителей школы № 11 не поступало, - резюмирует сотрудник управления образования Надежда КОТОВА. - Когда к нам поступают подобные сообщения, мы пытаемся разобраться, родителей просим написать письменное заявление, но они не хотят. Звоним в школу - там ничего не знают.

- Конечно, не хотят писать, - соглашаются депутаты, - учителя потом на детях отыграются!

В управлении образования уверены, что проблемы поборов можно решить в школе, высказав свои претензии непосредственно директору или классному руководителю. Впрочем, сами-то родители знают, что надеяться на это зачастую так же наивно, как и считать, что отремонтировать школу можно за полмиллиона.

 Рената БЕЛИЧ

 

 ЕСЛИ ЭТО НЕ СГОВОР ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНИКОВ, ТО ЧТО?

Каждый год родители школьников вынуждены сдавать по несколько тысяч рублей на учебники. К этому уже все привыкли, но у некоторых все-таки возникает вопрос: почему нельзя пользоваться учебниками, которые были закуплены в прошлом году?

 

КОМУ ВЫГОДНА ЕЖЕГОДНАЯ ЗАКУПКА УЧЕБНИКОВ?

Как нам объяснили учителя, дело в том, что авторы учебников каждый год слегка перетасовывают нумерацию параграфов и заданий. Это приводит к тому, что найти необходимое упражнение в прошлогоднем учебнике уже практически невозможно. Да и запись в журнале тоже непонятно как делать, если изучаемый параграф в учебнике 2010 года идет под номером «10», а в таком же учебнике за 2010 - под номером 11. То же и с домашним заданием: не может же учитель делать запись в графе «Задание на дом»: «в учебнике за 2009 год - упр. 100, в учебнике за 2010 - упр. 99, а в 2011 - упр. 101.

Поэтому учителя просто вынуждены собирать деньги на учебники каждый год.

Зададимся вопросом: кому это выгодно? На наш непредвзятый взгляд, только производителям учебников. Конечно, учитель мог бы взять на весь класс учебники 2009 года, например. Но Министерство образования считает, что программа каждый год изменяется, образование развивается, а теперь, с переходом на новые стандарты и вовсе стало другим, поэтому хочет учитель или нет, но ему приходится соответствовать требованиям высшего руководства.

И в этом плане запросы и проверки надзорных органов на предмет наличия в библиотеках комплекта учебников превращаются в фикцию, потому как учебники-то есть, но вот учить по ним, вроде бы, и нельзя.  А между тем, школа получает аккредитацию только тогда, когда в состоянии обеспечить своих учеников всеми необходимыми для изучения обязательных предметов учебниками и пособиями. 

           

УЧЕБНИКИ В ШКОЛАХ ЕСТЬ?

Впрочем, в управлении образования считают иначе.

- Я не думаю, что учебники приобретают из-за того, что номер упражнения не тот, - говорит Надежда НОВИЦКАЯ. - Родители покупают учебник-тетрадь. Он индивидуальный для каждого ребенка и, по закону, школа не покупает учебники-тетради. С первыми классами другая ситуация. Школы выходят на новый государственный стандарт. Мы работаем по этим же учебникам, но не все родители хотят учиться по старым учебникам.

Каждая школа имеет свой комплект учебников, который может обеспечить детей, родители которых по своему материальному положению не могут сами купить учебники. Бесплатность образования - это не приобретение учебников. Это означает, что родители не платят денег учителю. А что касается учебников, то школа обязана их приобрести и она старается это делать.

 

Проблема

УЧИТЕЛЯ ЗАКОПАЛИСЬ В РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ И НЕ ВЕРЯТ НИ ВО ЧТО

Новые повышенные зарплаты учителя еще не видели, а количество бумаг, которые они должны написать, уже увеличилось в геометрической прогрессии.

Чтобы педагоги, работая с детишками, не заскучали, для них придумали новое развлечение: рабочие программы.

 

УКРАДЕННЫЙ ОТПУСК

33_skola_1_300Кое-кто из учителей занял выжидательную позицию, но есть и другие, те, которые во время своего отпуска занимались составлением рабочих программ. Вот, что рассказывают те обнинские учителя, кто освоил новую документацию.

- У меня 8 классов, значит, мне нужно составить 8 программ, - делится своим опытом учительница истории. - Поначалу я думала, что особых проблем не будет, поскольку какие-то образцы есть в Интернете. Казалось, достаточно только адаптировать предложенную кем-то программу. Однако «адаптация» заняла у меня 25 часов.  На одну программу у меня уходит полпачки бумаги. А если у человека нет дома Интернета и компьютера? Написать вручную все эти горы бумаги просто нереально.

Судя по всему, если законотворчество в нашем образовании пойдет такими же темпами, то скоро работа учителя превратится в сугубо бумажную деятельность.

- А я вообще ничего не собираюсь делать, - призналась одна учительница, - у меня дома компьютера нет, и иметь я не обязана. Поэтому если администрации нужны программы, пусть сами их и делают, я лично, не подряжалась научные работы сочинять. Не нравится - сами идите в класс и учите детей. Я 25 лет как-то без этих нововведений обходилась и не понимаю, почему сейчас должна заниматься всякой ерундой. Не нравится - уйду на пенсию по выслуге лет. Сколько можно над нами издеваться!

 

УЧИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ

И будьте уверены, многие руководители школ, действительно, будут вынуждены сами как-нибудь выкручиваться. Потому что дефицит кадров уже сейчас ощущается достаточно остро. Обычно у нас в городе не было проблем с учителями математики, но перед нынешним учебным годом математиков ищут даже ФТШ и гимназия. Впрочем, предложить достойную зарплату школы не могут, поэтому претенденты на должность тихо уходят.

В школах Обнинска не хватает учителей по русскому языку, математике, истории, английскому, не хватает учителей начальных классов. Впрочем, в управлении образования надеются, что школы эти проблемы как-нибудь решатся. Судя по всему, решение о повышении зарплат педагогам несколько запоздало, да и радуются грядущему повышению почему-то не все.

И не удивительно, рост зарплат на четверть хоть и грядет, но, как объяснили власти, затронет оно не всех: школе деньги выделят, а уж кому руководство решит добавить, а кому нет - как получится. И уверения в том, что больше получит тот, кто лучше работает, могут остаться только на бумаге.

 

ДОСТАЛИ!

Учителя вообще перестали понимать, как начисляются зарплаты и за что. Речь уже даже не о деньгах, любой руководитель предприятия знает, что сотрудники должны понимать, за что они получают премии и поощрения, и работать «правила игры» должны для всех.  

Сегодня предполагается, что в начислении зарплат участвуют и родители, и учителя, но в реальности, все решает руководитель школы. Как-то нам не приходилось слышать, чтобы глава родительского комитета высказывал какие-то соображения по поводу распределения премиального фонда.

- Честно говоря, ситуация, когда учительская ставка составляет четыре тысячи, а все остальное - это премия, которую непонятно кому и за что платят, мало кого устраивает, - считает учительница математики одной из обнинских школ. - Определить, кто из учителей лучше работает, конечно, можно, но по моим наблюдениям, часто больше платят вовсе не тем, у кого больше часов, и даже тем, у кого выше разряд. Учителя поставили в условия, когда зарплату он должен или вышибать из руководства, или выслуживать. Я вижу, что приходят новые люди, и им сразу платят больше за худшую и меньшую работу, чем тем, кто в этой школе давно работает. Директор считает, что старые кадры никуда не денутся. И что в этой ситуации делать учителю? Приходить и доказывать, что ты работаешь лучше, чем Марья Ивановна? Извините, но нас не учили ходить с протянутой рукой. Как вообще можно работать, если никто не понимает, за что будут платить и сколько? Как планировать семейный бюджет? «Работайте хорошо» - звучит, конечно, прекрасно, но вот только «хорошо» - это не мера измерения. 

Неизвестно, как справятся с этими проблемами педагоги, но заставляет задуматься уже тот факт, что уже сейчас мало кто из учителей готов обсуждать проблемы от своего имени.

- Зачем мне это надо? Чтобы мне зарплату уменьшили? Пусть делают, что хотят, когда совсем все это достанет, тогда просто уйду.

 

Поделиться