Неделя Обнинска
Драка первоклассниц в школе Обнинска №13
Проблема
26.01.2023

Драки между детьми случаются нередко. Далеко не всегда детям удается спокойно договориться. Но это и неудивительно, даже взрослые частенько не умеют держать себя в руках, что уж говорить о детях. Однако, когда шести-семилетние девчонки заканчивают разговор кровавой разборкой – это шокирует и родителей, и опытных учителей.

На днях такой неприятный инцидент случился в группе продленного дня обнинской школы №13. Как реагировать на детские драки?

 

КОНФЛИКТ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

По свидетельству очевидцев, пока учительница, занимающаяся с детьми на продленке, была в столовой с одними учениками, другие в это время остались в классе без присмотра. Нескольких минут хватило первоклассницам, чтобы обозвать друг друга нехорошими словами и потолкаться до первой крови, которая не заставила себя ждать.

- Одна девочка подошла к другой, чтобы пообщаться, та не захотела, они стали толкаться, на помощь подоспела третья, решившая вступиться за подругу, — рассказывает директор школы Ольга ПЕСТРИКОВА.

Нужно отдать должное директору, она не пыталась замолчать историю и сделала все, чтобы разобраться в ситуации.

Учительнице, оставившей девочек без присмотра, объявлен выговор.

- С детьми проведена беседа, родители идут на контакт, все готовы извиниться, — заверила Ольга Владимировна. — Девочки переживают случившееся, ждут Леру, чтобы с ней подружиться и попросить прощения.

Кто-то из детей снял видео, на котором видно, что одна из первоклассниц сидит под партой. Эта девочка не имеет к конфликту вообще никакого отношения, просто ее испугал шум и крики. И работать педагогам и родителям придется не только с участниками конфликта, но и с маленькими зрителями.

 

СТОИТ ЛИ ВМЕШИВАТЬСЯ?

Что же делать в подобной ситуации родителям и учителям?

Кое-кто советует не обращать внимание на конфликты детей, мол, они сами разберутся. Мы, мол, и не так дрались, и ничего – выжили. И это самый безответственный подход к детским дракам и конфликтам.

Во-первых, потому что взрослым людям понадобились века, чтобы выработать правила поведения в обществе. Но дети часто об этих правилах еще мало знают. И в школу они приходят, в том числе, для социализации. Так что взрослые просто обязаны разъяснить маленькому человеку, в каком обществе и по каким законом он будет жить.

А во-вторых, бросать своего ребенка наедине с серьезными проблемами – это просто подло. Стоит ли после этого удивляться. что когда он вырастет и проблемы будут уже у родителей, подросшее чадо скажет: «Справляйся сам! Ты сможешь! Мы же всегда так друг друга поддерживаем!»

Родители не должны провоцировать обиженного ребенка на драки: «Дай сдачи, если он тебя ударит! Ответь ему тем же!». Это не научит ребенка решать конфликты, зато научит включать агрессию или копить бессилие и ждать момента, когда можно будет выплеснуть чувства на обидчика. Это может привести к очень серьезным последствиям. Кстати, родители должны помнить, что если их чадо нанесет серьезный ущерб здоровью другого ребенка, то выплачивать вред и ущерб придется именно взрослым.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ?

Родителям и учителям следует понимать, что агрессия ребенка — это сообщение взрослым: «Я не справляюсь!». Когда ребенка переполняют эмоции, он устал, голоден, ему не хватает внимания, он может включить модель нападения, атаки или другие агрессивные модели поведения, которые видел в мультфильмах или компьютерных играх, или уже испытал раньше по отношению к себе со стороны других детей или взрослых.

Как вести себя свидетелям детской драки? Разнимать детей нужно молча и не комментировать события, пока все не успокоятся. Спрашивать только: больно или нет? Можно умеренно сочувствовать. Хорошо бы каким-нибудь образом отвлечь их внимание от ситуации. Разговор начинать только после того, как дети успокоились, поплакали и остыли. Первому давать говорить тому, кто визуально пострадал больше.

После того как все высказались о том, что и почему произошло, нужно рассказать детям, как решить ситуацию по-другому, и спросить, что сделать, если она повторится.

После того как дети по очереди расскажут свое идеальное видение разрешения конфликта, можно спросить, все ли согласны. Для закрепления знаний просим повторить алгоритм решения. Если учитель обладает опытом и временем, он может предложить проиграть правильную ситуацию, встав на место пострадавшего.

Затем помирившиеся могут пожать друг другу руки или проговорить известные «мирилки», которые воспринимаются детьми менее формальными, чем рукопожатия.

В общем, педагоги давно научились подобные проблемы решать, главное не делать вид, что ничего не происходит.

Но в процессе воспитания следует помнить, чего делать категорически не стоит.

В разгар конфликта не кричим и ничего не объясняем – маленькие дети на эмоциях ничего не слышат.

При разборе полетов не играем в игру «плохой/хороший» и «жертва/тиран». Эти роли дети впитывают и затем манипулируют ими, тем более, что в здоровом коллективе не может быть жертв и тиранов.

Помните, ваша цель — не наказать за то, что уже случилось, а примирить и изменить поведение в дальнейшем.

Не рассказываем, как не надо и почему так не надо – частицу «не» подсознание часто не воспринимает. Концентрируемся только на решении конфликта и как надо поступать в будущем.

Не вступаем в перепалку с другим взрослым, поскольку таким образом мы показываем детям, что это им конфликтовать, ругаться и драться нельзя, а взрослым можно.

И главное! Никаких оценок и ярлыков. Наша задача научить детей, как нужно вести себя, даже если рядом нет взрослых, и сделать это моделью поведения, а не наказывать, запугивать и ругать. Это не ведет к изменениям!

 Рената Белич

Поделиться