Вы и мы
Транспортная эволюция? Власти уверены, что через год в Обнинске улучшится транспортное обслуживание
Транспорт
02.12.2021

Горожане, впрочем, сомневаются.

Наверное, второй по популярности темой после ковида в Обнинске является транспорт. Обсуждение маршруток и автобусов, жалобы уже порядком навязли на зубах, но конца им не видно. В комментариях в социальных сетях пользователи соревнуются в остроумии и креативе, предлагая  идеи  решения  проблем.

Свое видение ситуации есть и у властей. И довольно давно ходили разговоры, что Обнинск стоит на пороге транспортной то ли эволюции, то ли революции. Пока до  конца непонятно.

 

ДЕНЬГИ ЕСТЬ

На сегодняшний день информации ничтожно мало, но даже эти крохи важны и позволяют поразмышлять, а также сделать выводы. Начнем с того, что Обнинск стал первым в России городом, который получил инфраструктурный кредит на модернизацию муниципального транспорта, за который будет расплачиваться региональный бюджет. Условия кредитования довольно щадящие - 15 лет под меньше чем 3% годовых. Да, кстати, сумма, выданная Обнинску на реализацию проекта, равняется 1 миллиарду 170 миллионам рублей. Но вернемся к главному.

Итак, что подразумевается под модернизацией? Во-первых, это закупка новых автобусов, а во-вторых, создание проекта реконструкции муниципального транспорта.

На прошлой неделе в город даже приезжала целая выставка достижений российского автопрома. Властям и специалистам ОПАТП продемонстрировали ГАЗ, МАЗ, СИМАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ, попутно расхваливая каждую модель.

Небольшое лирическое отступление: горожане этой показухой остались скорее недовольны. Объясним почему. Дело в том, что на табло одних автобусов светился новосибирский маршрут, других - эмблема МосГорТранса. Вот люди и решили, что им хотят продать списанные развалюхи под видом новых.

- Все транспортные средства будут новыми и изготовлены на заводе после того, как власти определятся с тем, какие именно автобусы мы будем брать, - подчеркнула мэр Обнинска Татьяна ЛЕОНОВА, давая понять, что никто подержанные машины брать и не собирается.

Что дальше? После локальной выставки у властей появилось подобие понимания и видение того, какие автобусы нужны городу.

 

ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ

По словам нового начальника ОПАТП Леонида ТЮЛЕНЕВА пока все находится на стадии планирования.

- Надо сделать модернизацию всей инфраструктуры, выбрать автобусы, набрать штат. То есть пока ведутся только подготовительные работы. Задача перевозчика - качественно выполнить свою работу. Пассажир должен ехать в комфортных и безопасных условиях. Это конечная цель, которую мы преследуем, - сказал Леонид Александрович.

Несмотря на предварительный этап, конкретика некая все же имеется. Например, количество автобусов. Их планируется закупить около ста штук. Параллельно открыт набор водителей. Обучение, переподготовка - все бесплатно. Главное условие - последующее трудоустройство в ПАТП. Нанять хотят не меньше 200 человек. Но как подчеркивают власти, цифра эта не окончательная и есть вероятность изменения.

- Для меня важна профессиональная подготовка водителя. То есть он должен обязательно пройти обучение, стажировку, комиссию, мы должны быть уверены в том, что его вождение безопасно, - добавил Леонид Тюленев.

Также автомеханики смогут пройти переподготовку на заводе-изготовителе.

 

ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ?

Что же касается предпочтений среди транспортных средств, то начальник ПАТП сразу сказал, что понятия не имеет, какое из представленных будет выбрано. И не потому, что он не в теме или ему все равно.

- Прежде чем мы поймем, какие конкретно будут закуплены автобусы, должна быть проделана огромная аналитическая работа. Например, изучить пассажиропоток на том или ином участке в разное время дня, учесть расширение границ города и новые районы, плюс технические характеристики транспортного средства и так далее. То есть вот эту всю работу на самом деле не видно, но она крайне важна. От того, насколько детально все будет продумано сегодня, зависит то, каким будет муниципальный транспорт завтра, - отметил Леонид Александрович.

Помимо всего прочего, автобусы будут оборудованы валидаторами, чтобы пассажиры могли оплачивать проезд картой.

- У нас стоит задача перейти на безналичную оплату проезда. На данный момент в городе внедрена и работает такая система, но для удобства пассажиров и максимального ухода от наличных денежных средств необходимо предусмотреть встроенные терминалы для оплаты проезда. Эту тему мы обсуждаем и планируем реализовать с нашим действующим оператором - Центром информационной поддержки, - отметила начальник управления потребительского рынка, транспорта и связи Анна ЕРЕМИНА. -Также оператор в ближайшее время подготовит детальный анализ «популярности» оплаты картой, вплоть до того, сколько человек расплатилось по безналу за один рейс.

А что же будет с маршрутками? С какой-то стороны, может, и хорошо, если муниципальный транспорт сможет полностью закрыть потребности города - автобусы будут ходить раз в 5-7 минут, внутри не будет толкучки из недовольных стоящих пассажиров, а за рулем будут сидеть не инофоны. А с другой, если частных извозчиков вытеснят из города, в Обнинске станет на еще одного монополиста больше. Да и бюджет городской имеет все шансы быть в перманентном минусе, выделяя деньги на обслуживание предприятия. Хотя бы минимальную прибыль от ПАТП город сможет увидеть очень нескоро. Да и то, это скорее утопия. Арифметика на самом деле очень простая - сто новых автобусов уже через несколько лет потребуют ремонта, водители тоже за бесплатно работать не будут. Прибавьте к этому необходимость обслуживать заправочные станции. В итоге экономическая выгода от проекта выглядит сомнительной и хочется думать, что власти учтут все подводные камни и обременения, которые несет в себе модернизация муниципального транспорта.

 

ЕСТЬ МНЕНИЯ!

Депутат обнинского городского Собрания Евгений ХАЛЕЦКИЙ уверен: без конкуренции не может быть нормальной работы.

- Отсутствие конкуренции может привести к тому, что услуги станут дорогими и некачественными, - заявил Евгений Вячеславович. Впрочем, он полагает, что маршрутки из города никуда не исчезнут.

Народный избранник Александр СИЛУЯНОВ считает, что из-за всей этой транспортной реформы, ПАТП станет еще более дотационным предприятием.

- В следующем году на содержание предприятия уйдет около 82 млн. И это пока автобусы новые, а что лет через пять будет? А где на 100 машин взять водителей с особой категорией? С учетом смен и прочего около 250 человек, - задает Александр Юрьевич логичные вопросы.

Также депутату непонятно, зачем вообще власти ввязались в эту, с позволения сказать, авантюру.

- Раньше маршрутки справлялись, пока их не зажали - сделали неудобное расписание и сократили число автотранспорта. Тогда и начались массовые недовольства. Вместо эволюции и совершенствования того, что работает, нам предлагают революции.

Мне во всей этой истории не понятно главное - цель. Говоря о транспортном обеспечении населения, весь обнинский автопарк можно было бы обновить за счет частников без бюджетных трат. И ведь это уже было. Просто под честное слово Александра Авдеева в 2015 году все закупили новые низкопольные иномарки вместо старых газелей, - сказал Александр Силуянов.

Свое мнение по поводу предстоящей реформы высказал и депутат Юрий ФРАЙ.

- Сегодня администрация стремится к цивилизованному решению транспортной проблемы Обнинска. Да, можно сказать, что есть же маршрутки, и они справляются и на город никакой финансовой нагрузки - все расходы лежат на плечах предпринимателей. Власти лишь проводят конкурс. Но, во-первых, частный извоз - это плохо контролируемый бизнес, а во-вторых, назвать его комфортным и безопасным лично я не могу. Мне как депутату поступает огромное количество жалоб именно на работу частников. И в-третьих, маршрутки - временное решение проблемы. Транспортный запрос города может быть закрыт только автобусами.

У меня есть аналогия с киосками и торговлей с пола, популярными в девяностых, когда была потребность в этом действительно. И отдавая предпочтение сегодня частному извозу, мы фактически возвращаемся к ларькам, некачественным товарам, отсутствию контроля и хамоватому персоналу.

Мы соперничаем с Европой в технологиях, научных открытиях, давайте наконец-то начнем соперничать с ней в вопросе комфортного проживания в городах. Каждый горожанин имеет право на качественное и безопасное транспортное обслуживание. И это все в большинстве случаев не про маршрутки, - сказал Юрий Владимирович.

 

Тем временем

 ВЛАСТИ ОБСУДИЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ ГОРОДА

И задумались над вопросом: мечта это или все-таки реальность для Обнинска?

Краткая справка: интеллектуальная транспортная система (ИТС) - это система, использующая инновационные разработки в моделировании и регулировании транспортных потоков, предоставляющая большую информативность и безопасность.

На состоявшемся круглом столе обсудили вопрос создания ИТС в наукограде, оценили текущее состояние и основные проблемы, а также современные цифровые подходы к созданию такой системы.

И на сегодняшний день внедрение ИТС, по мнению администрации, выглядит скорее реальностью, чем мечтой.

- В приоритете для Обнинска стоит качественное повышение уровня безопасности и эффективности транспортного процесса. Как известно, город уже сделал первые шаги в направлении модернизации системы общественного транспорта как основного элемента городской ИТС, - заявила мэр Обнинска Татьяна ЛЕОНОВА.

Любовь МЕДУШЕВСКАЯ

Поделиться