Вы и мы
Татьяна Волнистова: «Дети стали более прагматичными»
От первого лица
26.05.2022

Совсем недавно начальник управления общего образования Обнинска Татьяна ВОЛНИСТОВА была назначена еще на одну ответственную должность - вице-мэра по вопросам образования города. Мы побеседовали с ней о насущных проблемах школы, о воспитании детей и о новых возможностях решения традиционных проблем. 

 

ПРИЗЕРЫ ВСЕРОССИЙСКОГО УРОВНЯ

- Татьяна Валерьевна, как Вы оцениваете завершающийся учебный год? Какие он принес проблемы и достижения городской сфере образования?

- Если говорить о достижениях, то следует отметить высокую результативность наших школьников, принявших участие во Всероссийской предметной олимпиаде. На уровне региона у нас более ста победителей и призеров по всем предметам. Важно, что в олимпиадное движение включились не только школы с традиционно высокими результатами, но и многие учебные заведения города, которые раньше были от этого в стороне. В итоге призерами всероссийского уровня - последнего заключительного этапа олимпиады в этом году - стали четыре наших ученика. По физике, химии, испанскому и немецкому языкам.

- Какие преференции получат эти ребята?

- С дипломом победителя или призера в олимпиаде абитуриенты претендуют на определенные привилегии при зачислении в вузы на бюджетные места. А вот тот факт, что мы в этом учебном году запустили новую 18-ю школу, стало одновременно и достижением, и проблемой. Школа работает успешно и отзывы о ней от родителей, от детей хорошие. Там достаточно активно проводятся воспитательные мероприятия, организован широкий спектр занятий дополнительного образования, коллектив сложился сильный. Хотя на определенном этапе была нехватка учителей. И в то же время 18-я школа стала точкой напряжения в той части микрорайона, где она построена. Дело в том, что микрорайон этот развивается очень быстро, вводятся в эксплуатацию новые дома, а учебное заведение там одно единственное. И нам поступило уже порядка 200 заявлений по поводу зачисления детей в первые классы. Мест на всех не хватает, поэтому планируем открыть там дополнительные классы, чтобы принять всех ребят, которые проживают в домах, территориально относящихся к этому учебному заведению.

 

ПЕРВОКЛАССНИКОВ БУДЕТ МНОГО

- Ранее Вы говорили, что разгрузить 18-ю школу поможет «Держава».

- Это так, но мы с коллегами более тщательно изучили маршрут, по которому детям ежедневно придется ходить из микрорайона Заовражье в «Державу», и пришли к выводу, что это далеко для малышей. Поэтому сейчас изучаем возможность оставить этих первоклассников в школе № 18.

- И сколько тогда там будет первых классов?

- По нашим оценкам, к четырем уже сформированным нужно будет добавить еще два класса. То есть всего их должно быть шесть. Теперь мы изыскиваем для этого свободные учебные помещения. Необходимо ведь, чтобы все ребята обучались в первую смену. 

- В этом случае проблема с нехваткой учителей начальных классов не возникнет?

- И учителей нужно искать. Будем обращаться с данным вопросом в Калужский государственный университет.  Директора школ города уже направляют заявки в этот вуз, активно включаемся в программу «Учитель для России». К сожалению, и кадровая проблема имеется.

- Вы говорили недавно, что в первых классах в новом учебном году будет по 34 ученика. Такая ситуация возникла только в школе № 18?

- У нас во многих школах такие большие классы. И связано это с тем, что наш город привлекателен, он строится, развивается и к нам приезжает много людей. По статистике, в Обнинск ежегодно прибывает по 900 школьников. Вообще по нормативу в классе должно быть в среднем 25 человек, но если площадь помещения позволяет рассадить больше ребят, мы увеличиваем классы - есть такие, где по 29 человек и по 32 человека. И это тоже наша проблема. Нужно разгружать действующие учебные заведения, и мы с нетерпением ждем завершение строительства 19-й школы, которая рассчитана на 1144 ученика. Надеемся, что она хоть разгрузит 18-ю. Предполагаю, что  надо планировать строительство еще одной - уже следующей. Стоит задумываться на эту тему.

 

«ЖДЕМ 19 ШКОЛУ»

- Насколько успешно сегодня ведется строительство школы № 19?


Татьяна Волнистова с министром строительства и ЖКХ Калужской области Вячеславом Лежниным

- Я знаю, что из графика строители не выбиваются. И нужно будет привлекать в новую школу кадры. Опять же обратимся в Калужский государственный университет, будем привлекать учителей из других муниципалитетов. Проведем плановую работу в этом направлении. Когда строилась 18-я школа, нас выручило то, что многие учителя переезжали жить в этот микрорайон. А сейчас мы изучаем возможность через администрацию города  организовать такую новую форму подготовки кадров, как обучение в КГУ по контракту.

- Что это такое?

- Поясняю. Студентам педагогических вузов обучение оплачивается из бюджета города, но при условии, что в дальнейшем они будут работать в наших школах. Это новая практика, которую собираются внедрять в КГУ, и нам данную программу нужно еще прорабатывать. Средства на это, возможно, будут заложены при принятии бюджета Обнинска следующего года. Если, конечно, депутаты обнинского городского Собрания согласятся, то можно попробовать отработать эту схему на студентах из наукограда. Выпускник такого платного курса будет обязан отработать в городе определенное количество лет.

- Но это все-таки долгосрочные вложения, а нам нужны учителя здесь и сейчас.

- Разумеется, и вот тут нас выручает городская программа по выплате компенсации за поднаем жилья. Она дает возможность переезжать к нам иногородним учителям, и благодаря этой программе только за последний год в Обнинске остались 23 учителя. Также в решении кадрового вопроса помогает программа «Учитель для России». Приезжают к нам работать и молодые специалисты - выпускники педвузов.

 

КТО ВОЙДЕТ В ГОРОДСКОЙ СОВЕТ РОДИТЕЛЕЙ?

- Вы в системе образования работаете давно. Меняется ли с годами менталитет учеников, родителей?

- Вот что положительное заметила - изменилось отношение к символике страны, к флагу. Я помню, когда мы десять лет назад проводили учебные сборы для юношей десятых классов, у ребят не было такой собранности и пиитета, когда поднимали флаг страны и звучал гимн. Некоторые учащиеся тогда чрезвычайно свободно реагировали на гимн.  А в прошлом и этом году во время проведения учебных сборов мы заметили, что отношение нашего молодого поколения к стране и ответственности за Родину стало более серьезным. Очень мощная  волна патриотизма! Особенно сейчас это остро ощущается. Но еще  больше года назад в период  пандемии и массового дистанционного обучения, когда  мы все праздновали юбилей Победы в онлайн формате, мы отметили объединение детей, родителей, педагогов при проведении праздничных мероприятий. И в мероприятия через дистант целыми семьями включились наши школы и детские сады. И в системе образования, и в городе ощутили очень мощную сплоченность. 


С главой городского самоуправления и председателем Обнинского горсобрания Геннадием Артемьевым

Еще я заметила, что дети стали более прагматичными. Расширение олимпиадного движения, участие во многих конкурсах продиктовано не только тем, что ребятам это интересно, но и тем, что они понимают практическую пользу таких шагов. Ведь это дает им определенные плюсы к поступлению в вузы и к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице.

- Интернет тоже повлиял на современных детей и родителей.

- Да, они за последние десять лет стали более открыты - активно участвуют в обсуждениях в соцсетях. В этом есть плюсы и минусы. Так, те проблемы, которые можно было бы уладить на месте с директором или с заведующей детским садом, обсуждаются в соцсетях. Как, например, включение отопления в детсадах. С одной стороны, мы открыли возможности для решения вопросов. А с другой стороны, длительная переписка не всегда нужна. Можно многие проблемы с руководителем обсудить и разрешить сразу на месте. Причем быстро. Руководитель учреждения как раз и должен этим заниматься.

- Может быть в городе необходима какая-либо площадка для подобных дискуссий?


С руководством МРНЦ Обнинска

- Мне хотелось бы создать городской Совет родителей, в который войдут папы и мамы как школьников, так и ребят дошкольного возраста. Эта организация будет нацелена на рассмотрение различных вопросов, связанных с образованием и воспитанием детей. А собираться мы будем раз в квартал.

Приведу пример. В этом году мы внесли изменения в режим питания в детских садах - объединили полдник и ужин, так как после полдника не все дети хотели есть. Если говорить просто, они перебивали себе аппетит. Вот такие проблемы можно было бы обсуждать на Совете родителей. Чтобы сначала узнать их мнение, а уже потом предпринимать какие-либо шаги.

- И когда Вы планируете создать эту общественную организацию?

- В настоящее время мы уже начали формировать Совет родителей. Пока общаемся с председателями родительских комитетов школ и садиков. Это самые активные люди, и они всегда в курсе всех проблем. До конца мая составим список членов Совета, а в июне соберемся, подведем итоги года и спланируем работу на следующий год. 

 

ОТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВОПРОСОВ ДО ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ

- Татьяна Валерьевна, у Вас теперь две должности, а это большая нагрузка. Работать стало сложнее?


С министром образования Калужской области Александром Аникеевым

- Я бы сказала - интереснее стало. У тех, кто работает, всегда нагрузка большая. На любом рабочем месте. Городу нужно выстраивать более мощную систему образования. Я это вижу как создание цикла непрерывного образования: детский сад - школа - вуз. Поэтому необходимо взаимодействие с вузами, с учреждениями среднего профессионального образования, с нашим техникумом, с ИАТЭ. Новая должность дает такие полномочия. И далее мы хотели бы переходить на взаимодействие с предприятиями города. Чтобы и систему шефской помощи возродить. Мы подумаем, как это сделать. Но в то же время и предприятия, пользуясь этим взаимодействием, присматривали бы себе будущих специалистов. Я на всех мероприятиях призываю ребят: «Неважно, где вы получите высшее образование, а лучше - в НИЯУ МИФИ ИАТЭ, возвращайтесь в родной город, чтобы развивать его». Может быть, если мы создадим такой замкнутый цикл: детский сад - школа - вуз - предприятие, эта мечта сбудется.

- Как обстоят дела с трудоустройством школьников на период каникул?

- 427 ребят мы планируем устроить в школы. В ходе работы комиссии по летнему отдыху и специалистов Центра занятости населения мы решили выделенные на летнюю занятость подростков средства в сумме 2 миллионов 550 тысяч рублей потратить на то, чтобы создать рабочие места на базе образовательных учреждений. Деньги пойдут в образовательные учреждения, и они будут направлены на оплату труда тех детей, которые будут работать в школах библиотекарями, озеленителями, либо будут ремонтировать мебель. Но и на предприятиях города будут созданы рабочие места. На таких, как завод «Сигнал», «Хемофарм». В этом направлении содействие оказывает Центр занятости. Пока нет точных данных о том, сколько конкретно будет выделено рабочих мест школьникам.

    - Будет ли в новом учебном году продолжена практика выдачи учащимся бесплатных учебников?

- Да, и поскольку сейчас увеличивается количество первых классов, мы будет летом осуществлять дополнительную закупку учебников. В рамках наших полномочий вся учебная литература должна бесплатно предоставляться нашим школьникам. А приобретаются учебники и методическая литература за счет средств областного бюджета. Очень много вопросов от родителей по поводу рабочих тетрадей. Это тот расходный материал, который родители, как правило, покупали за свой счет. Но они необязательны. Если Совет учреждения, на 2/3 состоящий из родителей, принимает решение, чтобы дети использовали обычные тетради, покупать рабочие не нужно. А учебники школа выдает.

Сколько учебников будет дозакуплено?

- На пять только первых классов - это 150 учебно-методических комплектов. В каждый комплект входит несколько учебников - по разным предметам.

- В этом году запланирован капитальный ремонт какой-либо из обнинских школ?

- На ремонтные работы учреждений образования запланировано порядка 20 миллионов рублей. Но это - плановые работы. Предполагается косметический ремонт. Мы заявили участие трех наших школ в программе капремонта на 2023, 2024 и 2025 годы. Это школа № 10, где такого рода работы необходимо продолжить и готова проектно-сметная документация, школа № 3 и лицей «Технический», по которым в настоящее время разрабатывается проект капитального ремонта.

- В уходящем учебном году в нашем регионе прокатилась волна скандалов, связанных с хулиганскими действиями учащихся. К сожалению, подобный случай имел место и в обнинской школе № 6, где ученики среднего звена обидели девочку помладше. Как Вы считаете, есть ли тут вина учителей и был кто-то из них наказан?

- Учителя были привлечены к дисциплинарной ответственности. Понятно, что за все, что происходит с детьми, отвечают взрослые. Мы разбирались с данным вопросом. Это случилось, когда в школах действовали жесткие антиковидные требования. Учащиеся во время всех уроков находились в одном конкретном классе, а по кабинетам перемещались учителя. Если с детьми происходит что-то плохое - это вина вообще всех взрослых. Не только учителей, но и родителей. Основы нравственного воспитания закладываются в семье. А школа и органы власти - в помощь семье. Бывает, что родители противостоят учителям, а нужно всем объединиться и действовать в одном направлении, в интересах ребенка.

- Спасибо за беседу!   

    Беседовала Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться